Предложения по правовому регулированию предоставления юридических услуг. Нормативно-правовое регулирование в сфере услуг. Правовое регулирование оказания интернет-услуг

Деятельность по оказанию услуг - это деятельность, полезный результат которой выражается в ней самой: например, консультационные услуги по правовым вопросам. В данном случае результат действий консультанта неотделим от самой деятельности и потребляется заинтересованным лицом в процессе этой деятельности. В гл. 39 ГК РФ приведен примерный перечень таких услуг (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, туристические и т. п.), выступающие предметом договора возмездного оказания услуг.

В таком узком смысле деятельность по оказанию услуг отличается от деятельности по производству работ, направленной на достижение овеществленного результата, подлежащего передаче заинтересованному лицу. Результат работ в таких случаях может быть отделен от самих действий. Правовой регламентации подвергается не только сам процесс осуществления указанных работ, но и овеществленный результат этих работ. Правовой формой производства работ выступает договор подряда. Гражданский кодекс РФ, определяя перечень объектов гражданских прав, различает результаты работ и оказание услуг (ст. 128).

Иногда понятие «услуги» используется законодателем в более широком смысле. Например, п. 3 ст. 1 ГК РФ гарантируется свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг и финансовых средств. В Законе о защите прав потребителей также закреплено понятие услуги в широком смысле - как любые действия по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг . Услуги в широком смысле опосредуются не только договором возмездного оказания услуг, но и другими договорами: купли-продажи, подряда, страхования и др.

Деятельность по возмездному оказанию услуг опосредуется разными по природе отношениями: по возмездному оказанию услуг, выступающими предметом гражданско-правового регулирования, и по публичной организации сферы возмездного оказания услуг (государственному регулированию и контролю), выступающими предметом публичного права.

Отношения по возмездному оказанию услуг могут возникать как в коммерческом обороте, так и вне его. Те из них, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, являются предпринимательскими.

Источники правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг включают гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, нормы которой применяются к отношениям по оказанию услуг, не урегулированным другими главами ГК РФ (например, гл. 37

«Подряд», гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ», гл. 40 «Перевозка» и др.).

Для целей экономии нормативного материала в ГК РФ установлено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если это не противоречит правилам о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779-782), а также особенностям предмета такого договора (ст. 783). Это объясняется единой экономической сущностью отношений по производству работ и оказанию услуг, опосредуемых разными правовыми формами в силу особенностей предметов соответствующих договоров.

Очевидно, что система договоров по оказанию услуг еще не устоялась, ее закрепление в ГК РФ нельзя признать идеальным. На наш взгляд, правила гл. 39 Кодекса о возмездном оказании услуг могли бы быть общими для всех разновидностей договоров по оказанию услуг, подобно тому, например, как правила гл. 30 «Купля-продажа» являются общими по отношению ко всем разновидностям договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки и т. д.) 1 .

Регулирование отношений по возмездному оказанию услуг осуществляется также федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «О связи», «О ветеринарии», от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , некоторыми другими. В этой сфере широко используется подзаконное правовое регулирование.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щуковская Ольга Михайловна. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: СПб., 2001 213 c. РГБ ОД, 61:01-12/748-0

Введение

Глава I. Понятие услуги и обязательство по оказанию услуг 11-55

1.1. Услуга как экономическая и юридическая категория 11-29

1.2. Обязательства по оказанию услуг (отграничение от обязательств по выполнению работ, юридические и фактические услуги, место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств) 29-55

Глава II. Законодательство, регулирующее деятельность по оказанию правовых услуг 56

2.1. Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг 57-81

2.2. Законодательство о юрисконсультах 81-90

Глава III. Правовые формы деятельности по оказанию правовых услуг 91-161

3.1. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг 91

3.2. Договорные формы деятельности по оказанию правовых услуг и их классификация 114

3.3. Особенности договоров по оказанию правовых услуг 124-161

Глава IV. Ответственность и защита сторон в обязательствах по оказанию правовых услуг 162

4.1.Особенности ответственности юриста-услугодателя 162-175

4.2.Материально- и процессуально-правовые способы защиты прав и интересов клиента-услугополучателя 175-188

Заключение 189-190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В широком смысле, деятельность по оказанию правовых услуг это определенная сфера экономической и социальной активности субъектов, это деятельность правового характера, служащая защите прав и охране интересов граждан и организаций, реализуемая через различные правоотношения - гражданско-правовые, трудовые, административные. Научный интерес, в данном случае, представляют проблемы правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг с позиций выяснения ее содержания, упорядочения порядка ее осуществления и совершенствования складывающихся по этому поводу договорных отношений.

Оценивая современное состояние законодательства и концептуальных разработок в этой области, нужно признать, прежде всего, ценность научных идей о природе услуги и особенностях обязательственных правоотношений, предметом которых выступает оказание услуг, нашедших развитие и отражение в ГК РФ. В то же время, обнаруживает себя недостаточность и теоретической, и практической базы в этом вопросе: несмотря на нормативные предпосылки, отношения по оказанию услуг продолжают необоснованно смешиваться с иными, в частности, подрядными; место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным; в договорном регулировании не получают должной оценки особенности отношений, складывающихся по поводу оказания правовых услуг; вне законодательного регулирования оказался режим осуществления деятельности по оказанию правовых услуг.

Такое положение дел не соответствует роли, которую призвана играть в обществе деятельность субъектов, занятых оказанием правовых услуг участникам гражданского оборота, что не способствует максимально полной реализации ими своих субъективных прав. По обозначенному кругу вопросов не существует самостоятельных научных работ, проблема не исследовалась ранее на системном уровне. Между тем, актуальность темы очевидна.

Во-первых, правовые услуги, как и право, вообще, способны оказывать управляющее воздействие на состояние общественных связей субъектов, а отношения, складывающиеся по поводу оказания правовых услуг, охватывают и частно - и публично-правовую сферу. Во-вторых, деятельность по оказанию правовых услуг неоднородна и по содержанию правоотношений, ее опосредующих, и по статусу профессиональных участников таких отношений. В-третьих, развитие обязательственно-правовых конструкций приводит к обогащению понимания категории услуги и возникающих договорных связей по поводу оказания правовых услуг. В-четвертых, деятельность по оказанию правовых услуг требует правового регулирования, основанного на использовании нормативных и ненормативных средств упорядочения складывающихся при этом отношений.

Объект и предмет исследования. Перечисленные выше факторы индивидуализируют и в научном, и в практическом смысле деятельность по оказанию правовых услуг, выделяют ее среди других объектов правового регулирования. Это дает основания взять деятельность по оказанию правовых услуг за объект, а правовое регулирование отношений, складывающиеся при осуществлении такой деятельности, за предмет исследования.

Цепь настоящего исследования состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, а также специфики деятельности юрисконсультов; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в сравнительном анализе правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг в России и в США по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, правовых форм ее организации, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.

Для достижения поставленной цели, в качестве основних задач выдвигаются: анализ феномена услуги и обязательств по оказанию услуг; выработка законодательного подхода к регулированию деятельности по оказанию правовых услуг; исследование организационных и договорных форм такой деятельности; выявление особенностей ответственности и способов защиты прав участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг.

Методологические и теоретические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический и метод сравнительного анализа), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). Теоретическую базу работы составили труды современных и дореволюционных ученых в области общей теории права, теории обязательственных правоотношений, работы, посвященные договорам по оказанию услуг; кроме того, использована зарубежная юридическая и экономическая литература. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И.Брагинский, А.П.Вершинин, В.В.Витрянский, Г.Дернбург, Б.Д.Завидов, Н.П.Индюков, О.С.Иоффе, А.Ю.Кабалкин, Ю.Х.Калмыков, А.В.Клигман, М.В.Кротов, К.К.Лебедев, М.В.Минц, В.Ф.Попондопуло, Б.И.Путинский, В.В.Ровный, Д.Н.Сафиуллин, Е.А.Суханов, И.В.Жерешевский, Г.Ф.Шершеневич, Е.Д.Шешенин и др. Работа выполнена на основе российского и зарубежного законодательства, в ней использованы материалы судебной практики, а также юридической практики субъектов, занятых оказанием правовых услуг.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые проведено комплексное исследование правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, в ней содержательно обоснованы и сформулированы ряд теоретических положений, выводов и законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг.

На защиту выносятся следующие положення я выводы:

1. В экономическом смысле услуга это товар, подлежащий реализации путем обмена на стоимости, но, вместе с тем, обладающий особыми свойствами, и потому услуги рассматриваются в качестве самостоятельных объектов торговли. Услуга в правовом смысле выступает самостоятельным объектом гражданских обязательственных правоотношений, отличных от отношений, складывающихся по поводу передачи имущества и выполнения работ. В результате исследования характеристик услуги, дается понятие услуги как объекта гражданских прав: услуга это вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования.

2. Анализ развития обязательств, заключающихся в оказании услуг, позволяет сделать вывод о необходимости выделения договора по оказанию услуг в самостоятельный тип. Положения этого договора должны играть роль общих норм по отношению к видам договоров по оказанию услуг (поручения, комиссии, перевозки, хранения, страхования и т.д.), что и сформировало бы систему общих и специальных норм об обязательствах данного типа и, одновременно, определило бы место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

3. Особенности деятельности по оказанию правовых услуг дают основания применить к ней разрешительный режим. В основу такого режима должен быть положен особый порядок приобретения права на занятие частной юридической практикой: аккредитация адвокатов, как субъектов конституционного института юридической помощи, и лицензирование иных лиц, занятых оказанием правовых услуг.

4. Цели деятельности по оказанию правовых услуг определяют ее правовой режим: предпринимательский или некоммерческий, которому корреспондируют соответствующие организационно-правовые и иные формы, среди которых особо выделяется организационно-правовая форма коллегий адвокатов как несовпадающая ни с одной из форм, предусмотренных законом. Предлагается, во-первых, признать на уровне закона коллегии адвокатов самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций; во-вторых, установить для всех юридических лиц, занятых оказанием правовых услуг и созданных в любых организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, режим специальной правоспособности; в-третьих, распространить требования об аккредитации и лицензировании на учредителей этих лиц.

5. Договоры по оказанию правовых услуг служат правовой формой организации связей участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг. По таким основаниям, как характер обслуживаемых отношений, правовой режим субъектов деятельности по оказанию правовых услуг и содержание правовых услуг, приводится классификация охарактеризованных отношений. Среди обязательственно-правовых конструкций, способных опосредовать отношения по поводу оказания правовых услуг, выделяются договоры возмездного оказания услуг (как наиболее приемлемая и гибкая форма), поручения (для случаев представительства), агентирования (по типу поручения) и доверительного управления имуществом (в связи с правовой защитой объекта управления). Обосновывается вывод, что все виды договоров по оказанию правовых услуг объединяет фидуциарный, лично-доверительный характер возникающих юридически обязывающих связей, что проявляется в особенностях возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в правах и обязанностях, ответственности сторон, в личном способе исполнения обязательств по оказанию правовых услуг.

6. Исследование оснований отказа юриста-услугодателя от заключения и исполнения договора приводит к выводу о существовании специального правомерного основания отказа конфликта интересов; раскрывается его сущность, обосновывается необходимость законодательного урегулирования данного вопроса, формулируются нормы о конфликте интересов: понятие, порядок преодоления, перечисляются основания для отказа в заключении и исполнении договора.

7. Выявление особенностей прав и обязанностей, ответственности сторон позволяет сделать вывод о том, что юрист- услугодатель является сильной стороной по договору, способной в большей степени влиять на его исполнение, стороной, на которую возлагается большее бремя обязанностей, в том числе, обязанностей, связанных с преимущественной возможностью определять характер и количество действий, необходимых для исполнения договора.

8. Как основание ответственности юриста-услугодателя признается вред, причиненный клиенту-услугополучателю в результате оказания правовых услуг. Предлагается толкование вреда, как причиненного жизни, здоровью, имуществу и повлекшего лишение или существенное нарушение имущественных и личных неимущественных прав физических или юридических лиц, или/и неправомерное возложение на них обязанностей; заключается, что целесообразно распространить правила об ответственности из причинения вреда и на услуги (равно как и товары, работы), используемые в предпринимательских целях.

9. Для полного восстановления нарушенного права клиента- услугополучателя для целей исчисления размера убытков необходимо исходить не только из цены, указанной в договоре, места и момента исполнения обязанности по возмещению убытков (предъявления иска, вынесения решения), но, одновременно, применению должны подлежать и правила о цене, обычно взимаемой за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах, что позволит клиенту-услугополучателю обратиться к другим лицам за квалифицированной правовой услугой.

10. В целях реального восстановления материального положения клиента-услугополучателя, нарушенного в результате оказания правовой услуги, необходимо ввести обязательное страхование рисков профессиональной имущественной ответственности адвокатов и иных лиц, занятых оказанием правовых услуг, как составной части режима данного вида деятельности.

11. Основываясь на приведенном исследовании форм и содержания деятельности по оказанию правовых услуг, делается вывод о том, что такая деятельность должна стать самостоятельным объектом правового регулирования на уровне специального закона.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа подводит определенные итоги теоретических и практических знаний в области деятельности по оказанию правовых услуг. Работа рассчитана на внимание правоведов, в том числе, занятых практической юриспруденцией, в плане осмысления ими выводов работы, критической оценки ее результатов и применения их в практике заключения и исполнения договоров по оказанию правовых услуг и разрешении споров, а также, в смысле дальнейшего развития отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по оказанию правовых услуг, в целом. Выносимые на защиту положения, выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства при подготовке новых нормативных и методических документов. Содержание данного диссертационного исследования может составить базу для составления учебных программ и специальных курсов, практических занятий по соответствующим гражданско- и коммерческо-правовым дисциплинам, а также, быть предметом самостоятельного внимания специалистов.

Апробация работы. Исследование выполнено на кафедре коммерческого права СПбГУ, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Ряд положений работы отражены в публикациях автора в специальных общероссийских и региональных правовых изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и девяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Услуга как экономическая и юридическая категория

На обыденном уровне принято отождествлять услуги с предоставлением какого-либо блага. В экономическом значении понятием услуги охватываются все отношения, возникающие по поводу потребления результатов непроизводительного труда и, с этой точки зрения, сущность услуги проявляется в "особой форме эквивалентного обмена результатов труда, квалифицируемого как "услуга", отличной і от формы обмена товаров, вещей" . В специальном же, юридическом смысле "услуга" это более узкое понятие. Так, с публично-правовых позиций услуга это вид экономической, направленной на создание благ, удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений, и результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В частно-правовом смысле услуга предстает как объект гражданского права и, благодаря этому, отношения по оказанию услуги становятся предметом регулирования обязательственно-правовых норм и данная проблематика нашла отражение в трудах таких авторов, как, Е.Д.Шешениы, О.С.Иоффе, М.В.Кротов, А.Ю.Кабалкин, Н.П.Индюков и др. Причем, именно Е.Д.Шешениным услуга впервые была исследована как самостоятельное гражданско-правовое явление на уровне предмета обязательства по оказанию услуг. Монографическое исследование обязательств по оказанию услуг предпринял М.В.Кротов, рассмотрев широкий спектр проблем: от понятия услуги и анализа обязательственного правоотношения по оказанию услуг, до их классификации. В данной работе услуга будет рассматриваться как объект гражданских прав и как тип гражданско-правового обязательства.

Действующий Гражданский кодекс РФ относит услуги к числу объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), но, в отличие от иных в этом перечне объектов (например, ценных бумаг - ст.142 ГК РФ), не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам. Кроме того, в ст.2 Гражданский кодекс РФ, давая понятие предпринимательской деятельности, включает в него тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.

Обнаруживает себя сложность понятия услуги. Статья 779 ГК РФ описывает услугу, вернее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории действие и деятельность (оказать услугу значит "совершить действия", wосуществить деятельность"). Выяснить сущность услуги можно через ее характеристику как некоего невещного экономического блага, которое вышло из расширившегося понятия вещи, сформировавшегося в римском праве, и которое стало обнимать не только телесные и предметы, но и действия других лиц: с развитием и усложнением экономического оборота удельный вес и значение таких неведных благ растет настолько, что юридико- технические абстракции даже начинают теснить телесные вещи (такое расширительное понимание вещей характерно и для зарубежной юридической науки).

Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг

Круг субъектов, занятых оказанием правовых услуг, ограничивается лицами, не обремененными, при этом, должностной, административной или иными обязанностями, служебной и иной подчиненностью, а именно: а) адвокатами и б) иными лицами -частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами.

Являясь основным нормативным документом, регулирующим деятельность адвокатов, Положение об адвокатуре 1980 г. закрепляет, во-первых, статус учреждений адвокатуры - коллегий адвокатов и их органов, права и обязанности их членов (адвокатов), материальные, организационные и процессуальные гарантии их деятельности; во-вторых, определяет организационные формы деятельности адвокатов - юридические консультации; в-третьих, содержит открытый перечень видов юридической помощи гражданам и организациям, оказываемые адвокатами (в числе которых: дача консультаций, разъяснений и справок по юридическим вопросам, составление документов правового характера, осуществление представительства интересов гражданских истцов, ответчиков, потерпевших в судебно-арбитражных и иных органах, защита по уголовным делам, осуществление защиты в уголовном процессе по назначению за счет государства (ст.49 УПК), оказание бесплатной юридической помощи по определенным категориям дел и оказание юридической помощи по минимальным тарифам малоимущим гражданам) .

В основе законодательного регулирования деятельности адвокатуры в ее нынешнем состоянии лежат следующие концепции. Первое, задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям; это составляет ее предмет деятельности и, одновременно, ее публичную обязанность (ст.1 Положения об адвокатуре), не связанную, в отличие от суда и нотариата, с исполнением административных функций. Второе, состав адвокатуры формируется из лиц, добровольно вступивших и принятых в члены учреждений адвокатуры (коллегий адвокатов) - адвокатов, чья профессиональная деятельность как специалистов в области права заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям. Как следствие, - третье, - профессиональную адвокатскую деятельность может осуществлять только состоящий членом соответствующей коллегии адвокатов гражданин РФ, приобретая, тем самым, статус, позволяющий ему оказывать все виды юридической помощи во всех судах, государственных и иных органах и организациях на всей территории РФ и пользоваться предоставленными ему для этого правами. Четвертое, вступая в коллегию, адвокат подчиняет себя порядку контроля и нормам ответственности (дисциплинарной), существующим в коллегии. Пятое, государство, главным образом, в лице своего исполнительного органа - Министерства юстиции, оставляет за собой контрольные полномочия по вопросам деятельности адвокатуры посредством общего и методического руководства: устанавливает особенности порядка организации и деятельности коллегий адвокатов, порядок оплаты юридической помощи, дает согласие на создание новых коллегий, издает инструкции и рекомендации по этим вопросам и т.п. (ст.ст.3,31,32 Положения об адвокатуре).

Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Правовой режим деятельности определяется целями, в ней заложенными, что, в свою очередь, обуславливает организационно-правовое положение субъекта. Если с позиции фискального законодательства, коммерческий или некоммерческий статус лица имеет принципиальное значение, то для кредитора-услугополучателя определяющим здесь будет вопрос о качестве предоставляемых услуг и пределах ответственности услугодателя, следовательно, организационно-правовая форма идет дальше внешнего упорядочения деятельности услугодателей, а воздействует и на область отношений, субъектами которой выступают юрист-услугодатель и клиент-услугополучатель.

На основании закона в режиме некоммерческой деятельности действуют адвокатские объединения - коллегии адвокатов, публичная функция которых обуславливает необходимость применения к ней режима деятельности, который не может зависеть от случайностей, подстерегающих любую иную частную деятельность, и само существование адвокатуры является гарантией осуществления лицами своего конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Иными словами, необходимость стабильности системы гарантированной статьей 48 Конституцией РФ юридической помощи (см. Главы I и II) заставляет применять к правовым услугам, оказываемым адвокатами (да и институту адвокатуры в целом) иной, нежели к другим субъектам частного права, правовой режим деятельности.

Деятельность адвокатов не относится к коммерческой и в силу ее содержания (выполнение конституционной обязанности), и в силу порядка распределения средств, поступающих от оплаты за оказание юридической помощи и правовых услуг, направляемых на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, на отчисления коллегиям и, следовательно, адвокат не извлекает прибыли из своей деятельности и режим его имущества иной, нежели у предпринимателя; кроме того, форма организации деятельности адвокатов и внутренняя структура также определена законом, соответственно, коллегии адвокатов и юридические консультации.

Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано право лица на деятельность некоммерческого и предпринимательского характера - на предпринимательскую деятельность, систематически преследующую цель извлечения прибыли (или предпринимательского дохода) , которая представляет для субъекта таких отношений правовой услуги непосредственный защищаемый законом субъективный интерес. При оказании правовых услуг в режиме предпринимательской деятельности, по определению закона, для субъекта такая деятельность является самостоятельной, свободной, не обремененной ни публичной, ни общественной, ни служебной обязанностью, а представление и защита интересов третьих лиц составляют здесь предмет и содержание определенного вида предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) , соглано п.1 ст.2 ГК РФ.

Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3116. Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ 17.36 KB
Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
3128. Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ 37.45 KB
Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
3210. Международно-правовое регулирование туристской деятельности 34.58 KB
Хартия туризма. Глобальный кодекс этики туризма. Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма. Соглашение о сотрудничестве в области туризма заключенное в рамках СНГ.
20307. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Казахстан 86.95 KB
Историко-правовой аспект возникновения аудита и аудиторской деятельности. Ответственность за правонарушения в сфере аудиторской деятельности по законодательству Республики Казахстан Актуальные проблемы аудита и аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Проблемы применения международных стандартов аудита. На этом фоне существует настоятельная необходимость в разработке внутренней и внешней независимая альтернатива аудита государственного контроля как одного из неотъемлемых...
18559. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 104.3 KB
Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).
18523. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 71.19 KB
Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуальных и социальных интересов, стремления в жизни маленьких любом случае сварные (например, комбинированные, живущих на одной небольшой площади)

Глава 1. Понятие услуги как объекта.

      Услуга: Понятие содержание, виды.

Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относят: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание услуг.(6)

В римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обяза-тельств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г. Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужи-ми услугами. К ним он относил личный наем, возмездное ока-зание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, то-варищество.В юридической литературе советского периода большая группа ученых обосновывала необходимость выделения в системе граж-данско-правовых обязательств особого, самостоятельного обяза-тельства об оказании услуг. При этом отсутствовало единство мне-ний о правовой природе этих обязательств и их видах. Основыва-ясь на нематериальном характере услуги, Е. Д. Шешенин сделал вывод, что предметом подрядных договоров являются результа-ты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, - результаты деятельности, не существующие отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами. Согласно другому мнению, в любом воз-мездном договоре можно усматривать услугу одного контраген-та и вознаграждение за нее со стороны другого. М. И. Брагинский - предложил деление договоров на договоры по производству работ и договоры услуг, относя к последнему виду поставку, снабжение энергией и газом и т. д. Другие ученые полагали, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований.(4) Сфера действия обязательства по оказанию услуг зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие услуги. Если под услугой понимать все то, что приносит какой-либо полезный эффект, то едва ли не все обязательства незави-симо от оснований их возникновения, субъектного состава, распределения прав и обязанностей сторон, цели и т.д. могут быть отнесены к обязательствам по оказанию услуг. Такого подхода, по-видимому, не избежал и законодатель, который вкладывает в понятие услуги доста-точно широкое содержание. Впрочем, этот подход не проводится с должной последовательностью. Многие обязательства, предметом ко-торых является услуга, выделены в самостоятельные виды гражданско-правовых обязательств. И это правильно, поскольку при чрезмерно широком определении понятия услуги это понятие обесценивается и из него не могут быть извлечены сколько-нибудь плодотворные выводы как в теоретическом, так и в практическом плане. (3)

Виды услуг по договору возмездного оказания услуг:

    Материальные услуги, которые «материализуются » в предмете или в личности потребителя услуг.

    Нематериальные услуги, когда нет никакого овеществленного результата. Результат оказания услуг гарантирован быть не может.(5)

Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т.д. К материальным относятся и такие услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров). Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т.е. услугодателем. Нема-териальные услуги характеризуются, во-первых, тем, что деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате и, во-вто-рых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата.(3)

Обязательства по оказанию услуг следует отграничить от сходных с ними обязательственных отношений. Основное различие между обязательствами заключено в особенностях опосредуемых ими экономи-ческих отношений. Так, различие между обязательством подрядного типа и обязательством по оказанию услуг заключено в различной экономической форме результата оказываемых услуг. В обязательстве по оказанию услуг предметом является результат деятельности услуго-дателя, не отделимый от самой деятельности и не получающий овеще-ствленного выражения. В обязательствах подрядного типа и примыкающих к ним обязательствах по производству работ предметом правоотношения выступает овеществленный результат деятельности исполнителя. Он может выражаться в создании новой вещи, изменении существующих вещей, быть продуктом духовного творчества, нашедшим свое объективированное выражение в чертежах, схемах, книгах, отчетах, картинах и т.п. Результат может быть различным, но именно его «вещность» служит конституирующим признаком обязательств по выполнению работ.(3)

С принятием и введением в действие части второй ГК ситу-ация принципиально не изменилась. В отличие от обязательств по передаче имущества в собственность (иное вещное право) или в пользование и обязательств о выполнении работ, кото-рые объединяются вокруг общих положений, обязательства об оказании услуг общей части не имеют. Нормы гл. 39 ГК не могут претендовать на такую роль, поскольку призваны урегулировать достаточно четкий круг только фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).(3)

1.2 Услуги связи

В рассматриваемой сфере отношения по оказанию данного вида услуг наряду с нормами ГК регулируются также положениями иных федеральных законов и иных правовых актов. Согласно ст. 2 Феде-рального закона от 16 февраля 1995 г. «О связи» (далее - Закон о связи) под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообще-ний электросвязи. Указанные услуги оказываются пользователям связи гражданами и юридическими лицами (операторами связи), получившими право на этот вид деятельности на основании ли-цензии (ст.15 Закона о связи). Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи РФ, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установ-ленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Сертификации также могут подлежать услуги связи, предоставля-емые на сети связи общего пользования (ст.16 Закона о связи). Так, согласно ст. 28 Закона о связи операторы связи обязаны предос-тавлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству стандартам, техническим нормам, сертификатам, а также условиям договора о предоставлении услуг связи. В соответствии со ст. 21 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе. В случаях, предусмотрен-ных законодательством, по отдельным видам услуг связи, оказы-ваемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться госу-дарством. Согласно ст. 27 Закона о связи все пользователи связи на тер-ритории Российской Федерации на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Пользователю связи на территории Российской Федерации не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования. Следовательно, договор о предоставлении услуг свя-зи общего пользования является публичным. Вместе с тем владель-цы сетей и средств связи обязаны предоставлять абсолютный при-оритет всем сообщениям, касающимся безопасности человечес-кой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, без-опасности и охраны правопорядка в РФ, а так-же сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях. Это положение полностью соот-ветствует п. 2 ст. 1 ГК. Защита прав пользователей связи на предоставление услуг элек-трической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также меха-низм реализации этих прав регулируются законодательством Рос-сийской Федерации. В частности, при предоставлении услуг связи потребителям на их взаимоотношения с услугодателями распро-страняется действие положений Закона о защите прав потребителей.

Согласно ст. 32 Закона о связи все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых от-правлениях и передаваемых по сетям электрической связи сооб-щениях, а также сами эти отправления и сообщения могут вы-даваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Прослушивание телефонных переговоров, ознакомле-ние с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, по-лучение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 37 Закона о связи операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправле-ний в размере объявленной ценности, искажение текста телеграм-мы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму (за исключением теле-грамм, адресованных в населенные пункты, не имеющие элект-росвязи). Таким образом, ответственность оператора связи явля-ется ограниченной. В свою очередь, при нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, исполь-зовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператору связи предостав-ляется право приостановить доступ пользователя связи к сети элек-тросвязи до устранения недостатков, за исключением случаев, пре-дусмотренных ст. 29 Закона о связи. При этом пользователь связи обязан возместить оператору связи не полученные им доходы, а также возместить ущерб, вызванный простоем оборудования, и вред, причиненный его повреждением. Одному из важнейших видов связи специально посвящен Фе-деральный закон от 9 августа 1995 г. «О почтовой связи» 1 (далее -Закон о почтовой связи), устанавливающий некоторые особенно-сти оказания услуг почтовой связи.

Под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых от-правлений, а также по осуществлению почтовых переводов денеж-ных средств.

Согласно ст. 16 Закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.

По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой свя-зи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему поч-товое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи, в свою очередь, обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку пись-менной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной коррес-понденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевоз-ки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разраба-тываются федеральным органом исполнительной власти, осуще-ствляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством РФ. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи са-мостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установ-ленным стандартам, а также предоставляемой операторами почто-вой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Согласно ст. 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почто-вой связи, за исключением универсальных услуг почтовой свя-зи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи не-сут перед пользователями услуг почтовой связи имущественную ответственность. Ответственность операторов почтовой связи на-ступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почто-вых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. В ст. 34 Закона о почтовой связи конкретизи-руются по сравнению с Законом о связи меры ограниченной иму-щественной ответственности оператора почтовой связи перед пользо-вателем. За нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправ-лений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи вы-плачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почто-вой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение кон-трольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Правовой предпосылкой развития системы оказания юридических услуг вначале послужил Закон о кооперации в СССР, предусмотревший право оказания кооперативами платных правовых услуг, а затем и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года, явившийся до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом, определявшим статус субъекта предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, закрепивший принцип свободы предпринимательства, элементом которого стала норма, предоставляющая предпринимателю право заниматься любыми не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности, среди которых свое место заняли и юридические услуги. 45

Следует отметить, что для осуществления юридической деятельности частнопрактикующими юристами не существует какого-либо разрешительного порядка. Из-за особого социального и правового значения такого правового явления необходимо, чтобы порядок осуществления деятельности по оказанию юридических услуг подлежал особому специальному регулированию. Зарубежный опыт свидетельствует, что разрешительный порядок деятельности по оказанию юридических услуг действует практически во всех зарубежных странах. Так, в условиях правовой системы США регулирование этой деятельности в силу исторических традиций отдано государством судебной ветви власти, которая, в свою очередь, делегирует данные полномочия частным организациям- ассоциациям адвокатов, действующем в каждом штате и разрабатывающим кодексы (правила) профессионального поведения юристов, служащие основным документом, регулирующим их деятельность, в том числе в части приобретения права на оказание данных услуг. Однако согласно этим правилам правомочной считается только юридическая практика, осуществляемая по специальному разрешению (лицензия, сертификат, свидетельство), действительному лишь на территории штата, полномочный орган которого его выдал. Условия получения права на занятие деятельностью по оказанию юридических услуг, а, значит, приобретения статуса адвоката, действующие в каждом из штатов, сводятся к тому, что кандидат должен продемонстрировать профессиональную пригодность, базирующуюся на образовательном цензе (наличие высшего юридического образования, как правило, полученного в аккредитованном учебном заведении США), профессиональной квалификации (формальная проверка знаний и профессиональных навыков) и личных моральных качествах, проверка репутации). 46

В настоящее время существует проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». 47 Согласно статье 1 данного проекта закона: « … Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации». Статья 2 проекта Федерального закона дает следующее определение понятия юридическая помощь: «Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации».

Основная цель принятия закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» заключается в устранении несоответствия существующего положения дел в области оказания квалифицированной юридической помощи общемировым стандартам и, прежде всего, Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на судебную защиту (статья 46), равенства всех перед законом и судом (статья 19) путем реализации прав каждого на получение не любой, а именно квалифицированной юридической помощи (статья 48).

Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» может регулировать рынок юридических услуг. Принятие данного законодательного акта необходимо по следующим причинам:

1. Физические и юридические лица, обратившиеся за оказанием юридических услуг, не осознают ценностную значимость самой юридической услуги и поэтому не готовы соответствующим образом ее оплачивать. Это связано с тем, что в сознании многих граждан право не выглядит как безусловный регулятор общественных отношений, отсюда и юридические услуги может оказывать кто угодно.

2. В России отсутствует легальное определение понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также видов субъектов, имеющих право ее оказывать и порядка ее оказания.

Сегодня в России отсутствует какое-либо регулирование деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов, что несомненно является серьезным пробелом в законодательстве. Адвокаты, в отличие от частнопрактикующих юристов и юристов в юридических фирмах, прежде чем приступить к занятию адвокатской деятельности, сдают квалификационный экзамен, но в отличие от последних, над адвокатами осуществляют контроль за их деятельностью, что является хоть какой-то гарантией, что они оказывают именно качественную юридическую помощь. Юрист должен оказывать качественную юридическую услугу. Но, к сожалению, сегодня очень часто бывает, что и адвокаты, и частнопрактикующие юристы оказывают некачественную юридическую помощь 48 .

Статья 3 законопроекта предлагает сузить круг субъектов, имеющих право оказывать юридические услуги, к которым относятся в основном: «…только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, принятие Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» должно решить следующие вопросы:

1. указание лиц, которые могут оказывать квалифицированные юридические услуги (помощь) в отдельную группу, в определенное сообщество.

2. деятельность юристов должна регулироваться самим сообществом, а государство должно вовлекаться только в исключительных случаях (например, при привлечении к уголовной, административной и иной публично установленной мере ответственности). Функционирование системы саморегулирования профессиональной деятельности в ряде областей таких как нотариат уже на практике доказали свою состоятельность.

3. государство не должно вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих юридические услуги (помощь).

4. квалифицированная юридическая помощь не может оказываться на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных иными правовыми актами.

5. обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь.

6. ограничение круга лиц, которые могут заниматься услугами в сфере судебного представительства, лицами, имеющими статус адвоката.

До принятия данного закона субъектами, оказывающими юридические услуги являются адвокаты и иные лица – частнопрактикующие юристы и юридические фирмы. Частнопрактикующие юристы оказывают юридическую услугу по принципу свободы волеизъявления и отношения, которые возникают между сторонами договора на оказание юридических услуг, подчиняются дозволительному методу регулирования. Необходимо также отметить, что если деятельность адвокатов сегодня законодательно урегулирована, то специальные законы о частнопрактикующих юристах и юридических фирмах, а также об их статусе, порядке осуществления ими деятельности по оказанию правовых услуг отсутствуют.

Представляется, что на современном этапе развития России не является нормальной ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг автостоянок регулируются Правительством России отдельными Постановлениями, а оказание юридических услуг вообще никак не регламентируется. При этом представляется, что важность вопроса исключают возможность для исправления сложившейся ситуации ограничиться Постановлением Правительства России. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру, рассуждая при этом следующим образом: зачем стремиться в адвокатуру с ее стандартами, ответственностью, ограничениями, если можно подвязаться на ниве права не связывая себе руки? При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению.

Предлагаемый закон направлен на устранение дискриминации, в частности, между адвокатами и остальными лицами, оказывающими юридические услуги, создание для них равных прав и обязанностей. Возражения против законопроекта могут вызываться современным состоянием российской адвокатуры, в которой еще имеются недостатки. Однако принципиально эти недостатки не являются поводом для того, чтобы отказаться исправлять неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся в сфере оказания юридической помощи. Недостатки имеются и в армии, и в системе пенсионного обеспечения, но это не может служить поводом для отказа улучшать касающееся их регулирование.

Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.