Социальные службы и виды социального обслуживания. Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы К общим характеристикам социальных служб относятся

С.с-это структура, выполняющая определенные функции соц. защиты, помощи, поддержки.

Это предприятие или учреждение независимо от формы собственности предоставляющие соц. услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью"по соц. обслуживанию населения без образования юр.-го лица.

Виды соц. служб:

Государственные

Коммерческие

Смешанные

Службы, работающие при благотвор.-ых фондах, религиозных и общественных организациях.

Учр-ния с-мы соц. обсл-я:

Комплексные цетры соц.обсл-я

Территор. Центры помощи семье и детям

Цсо инв. И пожилых

Соц. реабилит центры

Соц. приюты

Центры психол-пед. Помощи нас-ю

Тел. Доверия

Дома-интернаты

Геронтлог. Центры

Кризисные центры.

Сфера деятельности соц. служб:

Оказание мат.-ой помощи и помощи на дому

Постоянное обслуживание в условиях стационара

Предоставление временного приюта

Организация дневного пребывания

Консультативная помощь

Соц. патронаж семей, детей, отдельных граждан

Соц. Реабилитация (несовершеннолет.-х, вернувшихся из мест заключения)

Соц. помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Организация торгового обслуживания

Соц.-бытовые и ритуальные услуги.

Гос.-ые с.с. концентрируют свое внимание на следующих категориях:

семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, дети и инвалиды. Типичной гос.-ой территориальной с.с. является центр социального обслуживания, структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно такой центр включает отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной соц. помощи.

Виды соц. служб: службы семьи, службы соц.мед., психол.помощи, соц. обесп-я, прав.помощи, сл. Обр-я, зан-ти, соц. служба помощи детям и молодежи.

35.Профилактика как метод в соц. Работе.

Проф.-ка –научнообосн. и своевременно предпринимаемые дей-я, направленные на:а) предотвращ-е возможных физич., психол, социокультур. проблем отд. индивидов или групп б) сохран-е, поддерж-е нормал. уровня жизни и здоровья яюдей; в)содей-е в достижении поставленных целей и раскрытии внутр. потенциала.Проф-кой занимаются не только лечебно-проф. учр-я, но и все соц. орг-ции и учр-я.Очень актуальна в наст. время проф-ка таких соц. патологий как преступ-ть, алк-м, наркомания, токсик-я, т.е. предметом проф-ки явл. дев. повед-е. На ур. деят-ти соц. р-ка сущ. 5 моделей его деят-ти: 1.Информац .Деят-ть направлена на информ-е клиента о возм. негат. посл-ях употр-я или соверш-я девиант. Поступков. Акцент-на запугивании, либо на осознании возм. послед-й в жизни ч-ка. В основе модели-идеи Ж.Пиаже о связи когнит. и морал. развития. 2.Эмоц. модель. Основана на предст-ях о том, что к дев. повед-ю склонны прежде всего люди с недостаточно развитой эмоц. сферой или имеющие какие-л. эмоц. травмы.Недостатки развития эмоц. сферы:неадекв с/о, низкая с/о, неспос-ть к выраж-ю чувств, неразвитость эмпатии.Задача-развитие недостатков. 3.Соц. модель – на форм-ние отклоняющегося соц.пов-я оказывает влияние соц.среда. «Соц. ситуация риска» - хар-ка соц.среды, к-я обладает повышенной вер-тью опр.нарушений. «Защитный фактор» - хар-ка л-ти, к-я может способствовать предупреждению возникновения соц. отклонений. Хар-ки защитного пов-я: коммуникат. кач-ва, адекватн. с/о, уверенность в себе, наличие цели в жизни, навыки преодоления проблем, спос-ти к саморегуляции. Задача-избавиться от ситуации риска и выработать защит. факторы.4.Поведенч. модель – за основу берет идеи бихевиоризма. Причиной совершения девиантн. поступков явл-ся несформ-сть опр. сп-бов пов-я в опр. ситуациях. Лазарус «у ч-ка сущ-ют дефициты пов-я» - отсутствие сп-бов пов-я в конкр. ситуациях. Задача- отрабатывать разные сп-бы повед-я путем многократ. повторения.5. Модель альтернативных видов д-ти – т.е. таких видов д-ти, к-е способны вызывать такие же психич. состояния, что и антиобщественные формы д-ти, но в соц. приемлемой форме. Склонность к риску, поиск острых ощущуний, повышенная поведенч. активность, потр-ть к саморегуляции могут удовлетворяться в альтерн. видах д-ти:прыжки с парашютом, гонки, разл. вида путешествия (на велосипеде, по реке), виды спорта (альпинизм, бокс, соревнования).6.Подход на укрепление зд-я или форм-ние ЗОЖ – информирование + орг-ция образа жизни.

Пр-пы осуществления проф-ки : 1.системный хар-р проф-ки – изменение лич-ти + окружение.2.Учитывает то факт, что предупредить соц.явл-я гораздо проще, чем потом его корректировать.3.Проф-ка ориентирована на решении проблем, к-х м/б еще и нет,т.е. проф-ка тесно связана с тех-ей прогноз-я.

Центр. частью преод-я криз. состояния и опред-я путей выхода из труд. ситуаций,приводящих к дев. повед-ю,явл.профилактич. беседа. Этапы:1.устан-е эмоц. контакта с клиентом,вз/отн-й сопереживающего партнер-ва. 2. Устан-е послед-ти событий, к-рые ведут к кризису 3. снять ощущения безысход-ти 4.Совмест. планир-е деят-ти по преод-ю кризисной ситуации 5. окончат. формир-е плана деят-ти, активная психол. Поддержка.

Вывод: проф-ка явл. 1 из осн. и перспектив. напр-ний деят-ти в СР. Легче, с гораздо меньшими издержками д/об-ва и л-ти, не допустить возм. отклонений в дей-ях или поведении, чем потом бороться с негат. посл-ями.

На современном этапе социально-экономическая и политическая ситуации в России являются нестабильными, что становится причиной роста количества нуждающихся в государственной поддержке граждан. Решение этих вопросов осуществляет социальное обслуживание. Принципы работы этой системы отвечают последним стандартам организации различных форм помощи и были сформулированы с учетом специфики возникающих

Факторы развития сферы соцуслуг

Понятие и обслуживания неоднократно изменялись и трансформировались, так как появлялись различного рода подходы к рассмотрению этих вопросов. С развитием государственности и гражданского общества они значительно усложнились и расширились.Однако принципы этой работы как деятельности оформились еще в позапрошлом столетии, поэтому сравнительно недавно организация помощи нуждающимся людям приобрела такую форму, как социальное обслуживание. Принципы формировались под влиянием философской, социологической, экономической парадигм социальной работы. На современном этапе их содержание отвечает еще и требованиям законодательства.

Новый этап развития российской системы оказания социальной помощи начался после событий 1991 года.

Социальное обслуживание: определение и законодательные основы

Отечественная сфера государственной помощи нуждающемуся населению повсеместно реформируется и совершенствуется. Понятие и обслуживания не тольково многом характеризуют нормотворческую деятельность государства, но и отражают направления социальной политики в отношении слабозащищенных слоев общества.

Клиентами социальных служб выступают граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Под этим термином понимается ситуация (болезнь, инвалидность, одинокое материнство, безработица, старость и др.), объективно нарушившая жизнедеятельность гражданина, которая самостоятельно не может быть им преодолена.

Понятие и принципы социального обслуживания населения определяют специфику организации В конце 2013 года был принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший экономические, социальные и правовые основания и порядок организации этого вида деятельности. Кроме того, вновь были установлены полномочия, относящиеся к компетенции государственных органов власти и региональных властных структур в сфере работы по обслуживанию граждан и оказании им квалифицированной социальной помощи. Одновременно были утверждены права и обязанности получателей социальных услуг. К ним были отнесены как лица, имеющие российское гражданство, так и иностранцы, и не имеющие этого статуса, но проживающие постоянно на территории страны, например беженцы. То есть получателем услуг может быть любой гражданин, в законном порядке признанный нуждающимся в социальной помощи.

Новое законодательство установило понятие, принципы, формы социального обслуживания. Оно представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию целого комплекса соцуслуг различным категориям нуждающихся граждан. Под социальной услугой понимается действие или действия, оказываемые на постоянной, периодической, разовой основе для улучшения условий жизни или же увеличения возможностей самостоятельного решения жизненных трудностей.

Безусловно, совершенно иной смысл в других странах имеет социальное обслуживание. Принципы, формы работы с населением в нашей стране и за рубежомопределяются территориальными, экономическими, культурными и другими особенностями конкретного государства или региона.

Структура органов соцобслуживания

Сегодня в России развита многоуровневая система, состоящая из форм и технологий работы, учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Принципы должны соблюдаться каждым поставщиком беспрекословно и независимо от принадлежности к конкретному ведомству.

Государственная система социального обслуживания является сложной и включает:

  • федерального уровня, в задачу которого входит выработка и реализация положений государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере соцобслуживания;
  • орган государственной власти регионального уровня, который уполномочен на выполнение принятых законодательством государственных гарантий социальной помощи;
  • непосредственно организации и учреждения соцобслуживания населения, находящиеся в ведении федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти;
  • некоммерческие и коммерческие (негосударственные) организации, имеющие право (разрешение) на предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на ведении социального обслуживания.

Закон также определяет субъектов (поставщиков) и объектов (получателей), участвующих в процессе и имеющих законное право на доступное социальное обслуживание. Принципы, порядок организации работы учреждений населения разрабатываются с учетом региональных особенностей субъекта России. Клиентами служб социальной сферы чаще всего выступают инвалиды, пенсионеры, неполные и многодетные семьи, военнослужащие, безработные.

Изменения, происходящие на государственном уровне, оказываются прямое влияние на социальное обслуживание населения. Принципы, виды, функции должны демонстрировать эффективность работы в экстренных ситуациях и в условиях многозадачности.

Основные функции системы

Исследователями основ социальной работы выявлены две основные группы функций, которые относятся к социальному обслуживанию:

1) сущностно-деятельностная профилактическая, адаптационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная);

2) нравственно-гуманистическая (личностно- и социально-гуманистическая).

Они проявляются на макро- и микроуровнях социального обслуживания. Оптимальная работа элементов и подсистем социального обслуживания напрямую связана с их практической реализацией.

Необходимо учесть, что функции и принципы социального обслуживания распространяются не только в отношении одного получателя, но и на коллектив людей, объединенных общей проблемой. То есть эта деятельность ведется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

Принципы предоставления социальных услуг

Принципы социального обслуживания населенияхарактеризуются как всеобъемлющие, комплексные, действущие в интересах получателей услуг. Основу работы с гражданами из слабозащищенных слоев населения составляют положения о соблюдении прав и свобод каждого человека, уважении его как личности, оно не допускает оскорблений достоинства и чести человека, преследует гуманный характер отношения к клиентам.

Основополагающими принципами представления социальных услуг выступают:

  • Свободный и равный доступ гражданина любого возраста, пола, языка, вероисповедания, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к разрешенным в государстве общественным объединениям. Из этого следует вывод, что принципы социального обслуживаниягарантируют нуждающимся одинаковые возможности в получении необходимых услуг.
  • Адресное предоставление всех видов социальной помощи, то есть комплекс социальных услуг должен осуществляться с учетом потребности конкретного клиента, его внутренних ресурсов.
  • Поставщики социальных услуг должны быть приближены к территории места жительства их получателя, необходимое количество поставщиков для обеспечения удовлетворения клиентов, а также оптимальное количество кадровых, финансовых, информационных и других возможностей органов социального обслуживания.
  • Максимальное сохранение привычной благоприятной среды пребывания клиента;
  • Добровольное начало.
  • Конфиденциальность работы: поставщик социальных услуг обязуется хранить и не разглашать о клиенте персональные данные, информацию личного характера и другие сведения. Кроме того, не разрешается разглашать конфиденциальную, служебную информацию. Нарушение этого принципа несет за собой привлечение виновного к ответственности, предусмотренной российским законодательством. Только после получения письменного согласия получателя (законного представителя) социальных услуг допускается передача, копирование информации другими лицами в интересах получателя. Однако существуют законные основания, которые позволяют нарушать принцип конфиденциальности и запрашивать информацию: запрос органов суда, следствия, дознания и иных в связи с проведением судебного разбирательства и иных процедур, при совершении обработки на портале госуслуг или других порталах в соответствии с законодательством.

При организации работы с клиентом должны быть задействованы все принципы социального обслуживания населения. Таким образом, будет уместным утверждение о комплексном подходе в организации деятельности по оказанию помощи.

Необходимо отметить, что принципы социального обслуживания граждан учитываются при разработке государственных стандартов и административных регламентов по предоставлению услуг нуждающимся на всех уровнях: от федерального ведомства до локального учреждения.

Гарантированные права получателям соцуслуг

Принципы права социального обслуживания отражают уровень гуманности государства и общества по отношению к нуждающимся гражданам.

Клиенты социальных служб имеют право на:

  • уважение и гуманное отношение;
  • получение на бесплатной и доступной основе информации о собственных правах и обязанностях, видах, сроках, порядке, условиях, тарифах оказания при обслуживании в учреждении, кроме того, клиент всегда может получить сведения о поставщике услуги, о возможности получения помощи бесплатно;
  • граждане имеют право на самостоятельный и добровольный выбор учреждения, к котором им может быть оказана необходимая услуга;
  • на отказ от услуги;
  • гарантию защиты законных прав и интересов;
  • обеспечение социально-гигиенических требования условий пребывания и надлежащий уход в учреждениях соцобслуживания;
  • свободное посещение получателя законными представителями, нотариусами, адвокатами и другими лицами в течение вечернего и дневного времени суток;
  • право социального сопровождения.

Указанные права клиентом не могут быть нарушены, в противном случае потребитель имеет законные основания обратиться за разъяснениями к вышестоящми инстанциям или направить исковое заявление в суд.

Обязанности получателей

В нормативно-правовых документах прописаны также и обязанности каждого клиента, то есть любой получатель социальной услуги должен:

  • предоставить документы и сведения, которые необходимы для оказания социальной услуги;
  • вовремя информировать поставщика об изменениях в личных данных или обстоятельств, влияющих на процесс предоставления помощи;
  • не нарушать условия договора на оказание услуги, в число которых входит своевременная и полная оплата, если таковая предусмотрена;
  • не нарушать общепринятые правила и нормы поведения в обществе, дисциплину в учреждении.

По причине нарушения одного или нескольких правил социальная служба вправе временно приостановить работу с клиентом или вовсе отказать в запрашиваемой услуге.

В также предусмотрены права, обязанности поставщиков. Каждый из них обязан в полной мере предоставлять набор затребованных услуг, проводить эту работу своевременно, в соответствии с законодательством и существующими регламентами деятельности.

Условия оказания социальной помощи

Узаконенные принципы социального обслуживания влияют на порядок предоставления всех видов помощи. Основанием является личное заявление клиента (законного представителя), переданное в учреждение, или обращение в органы государственной и местной власти, в рамках организации межведомственного взаимодействия.

На безвозмездной основе социальные услуги могут предоставляться лицам, пострадавшим в результате техногенных, природных катастроф и других чрезвычайных ситуациях, при межэтнических и вооруженных столкновениях, а также детям до 18 лет.

Заявление рассматривается в установленные регламентом сроки, после чего учреждение проводит процедуру признания обратившегося гражданина нуждающимся в социальной помощи. В случае отказа поставщика клиенту в предоставлении необходимой услуги, последний вправе обжаловать решение в суде.

Основные принципы социального обслуживания служат и критерием оценки эффективности работы поставщиков услуг. Если они соблюдаются, значит, решение проблем клиентов находится на высоком уровне.

Финансирование сферы социальных услуг

К источникам финансирования системы соцобслуживания населения относятся бюджетные средства (федерального, регионального, местного уровней управления); добровольные пожертвования или благотворительные взносы; оплата гражданами за предоставленные им социальные услуги; средства от предпринимательской деятельности или иные источники, которые не запрещены законодательством.

Формы и виды социального обслуживания

В действительности незаменимой частью социальной сферы выступает социальное обслуживание. Понятие, принципы, виды составляют его содержание.

Основными формами предоставления социальных услуг выступают:

  • обслуживание на дому;
  • полустационарное обслуживание, то есть услуги предоставляются только в определенное время суток;
  • стационарное обслуживание, а именно: облуживание клиентов ведется постоянно или временно, пять дней в неделю в условиях постоянного проживания в учреждении.

Однако в нормативном документе были узаконены не только принципы. Виды социального обслуживания подразумевают широкий спектр мероприятий, предусмотренные для решения комплекса проблем потребителя.

Учреждения социальной защиты предоставляют клиентам следующие виды услуг:

  • социально-бытовые, предусматривающие помощь в бытовой сфере клиента в процессе жизнедеятельности;
  • социально-медицинские, которые нацелены на поддержание и сохранение здоровья получателя услуги при помощи организации надлежащего ухода за ним, оказания поддержки при оздоровительных мероприятиях, организацию наблюдения за состоянием здоровья и общего самочувствия для предотвращения возникновения отклонений;
  • социально-психологические услуги предусматривают помощь коррекционного характера в процессе адаптации к новым социальным условиям, а также оказание неотложной помощи в трудных жизненных ситуациях по телефону доверия;
  • социально-педагогические, целью которых является профилактика отклонений в развитии личности, подкрепление позитивных интересов, обучение правильным формам организации досуговой деятельности; помощь любой семье в вопросах воспитания детей;
  • социально-трудовые призваны оказать содействие в трудоустройстве клиента и помочь ему справиться с проблемами, возникшими на стации адаптации к рабочему месту;
  • социально-правовые предусматривают оказание юридической помощи, защиту прав и интересов получателя;
  • услуги, направленные на улучшение коммуникативных навыков клиента, имеющего ограниченные возможности здоровья;
  • различные виды срочных социальных услуг: обеспечение наборами продуктов или горячим питанием; одеждой и обувью; предметами первой необходимости; помощь в поиске временного жилья; оказание экстренной психологической помощи; выдача единовременной финансовой помощи; проведение юридической консультации и иные услуги.

Нуждающимся гражданам при необходимости может быть оказана помощь, не относящаяся к социальным услугам, иначе - социальное сопровождение.

Степень сложности, длительность оказания услуг, уровень их адекватности и соответствие требования находятся в основе критериев эффективности социального обслуживания по отношению к различным категориям граждан. Соблюдение законодательных норм, этического кодекса и локальных регламентов сделает социальные услуги качественными, результат их действия - эффективным, что в совокупности будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России от 20.07.1993 г. № 137). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Такие центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, позволяющие охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

  • - нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • - поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
  • - средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;
  • - финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
  • - дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;
  • - доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;
  • - благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб.

Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например, социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

  • - слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;
  • - отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • - нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;
  • - низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в организации социальной помощи в этом направлении со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

  • - расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
  • - установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
  • - содействие эффективному и гуманному развитию семьи как социально-экономической системы;
  • - развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет развитие горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должны, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

  • - аналитическую: изучает проблемы и нужды семей или членов коллектива;
  • - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • - управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результатов тех или иных мероприятий и т.д.;
  • - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, существует неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией, которая направлена на снятие или уменьшение отрицательных последствий таких состояний, включая возможность суицида. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и более углубленная поддержка, направленная на оздоровление ситуации, выявление внутренних резервов и развитие веры человека в свои силы, в способность самостоятельно преодолеть жизненные трудности. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семей, проблемах и др.

Предоставляемая помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов человека, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть откликающейся - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 14.04.13 г. № 47 утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - содействие реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • - выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.

К категориям и группам населения, которым Центр оказывает социальные услуги, относятся:- семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;- дети и подростки, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды, и т.д.;- взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция старения населения. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в развитых странах удельный вес пожилых людей возрастет с 21 до 28% к 2050 г. В России к 2010 г. доля людей пенсионного возраста уже превышает одну треть.

В связи с этим в современных условиях важное значение приобретают институты социального обслуживания пожилых людей, межведомственная работа по организации социальной поддержки этой группы населения. Это связано не только с увеличением удельного веса пожилых людей в составе населения, но и решением, вытекающих из этого явления проблем: изменение социального статуса человека в старости, прекращение или ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, что диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда.

Достоинство личности - право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора - каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или постоянным.

Координация помощи - помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи - помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом - при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.), в соответствии с которым в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям в поле зрения социальных работников находилось решение таких неотложных проблем, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или ввиду одиночества, а также социально-психологическими проблемами - как пожилые люди воспринимают другие возрастные группы, каковы их социальные проблемы, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

  • - не нуждающиеся в помощи;
  • - частично утратившие трудоспособность;
  • - нуждающиеся в обслуживании;
  • - требующие постоянного ухода и т.д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилитации, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут контроль, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют следующие учреждения:- дома-интернаты;- отделения дневного и ночного пребывания;- специальные дома для одиноких престарелых;- больницы и отделения для хронических больных;- стационары различного типа;- территориальные центры социального обслуживания;- отделения социальной помощи на дому;- геронтологические центры и т.д.

Рисунок 1. Основная схема функционирования социального обслуживания людей преклонного возраста

В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пенсионеров (утв. приказом Минсоцзащиты России от 14.04.94 г. № 47) перечисляет его функции: - обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;- предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;- создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

С точки зрения архитектуры и планировки специальные дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно - двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан, а также при нем организуется круглосуточно действующий диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан, проживающих в специальном доме, осуществляется соответствующими специалистами территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

Когда говорят об объекте исследования той или иной области знания, подразумевают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это реально существующая действительность, которая может иметь природное или социальное начало. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука не изучает объект в целом, а лишь определенную его часть, в которой проявляются его свойства и закономерности определенного типа. Этот тип связи не характерен тем типам связей, которые изучаются другими социальными науками.

Так, «теория социальной работы» – это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих в жизни отдельного индивиды, групп, слоев общества в разных социальных ситуациях, под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Очевидно, что к типам связей «теории социальной работы» можно отнести такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита и т.п.

«К объекту исследования данной науки, по нашему мнению, относятся проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности».

Таким образом, объектом исследования социальной работы как науки, на наш взгляд, является процесс взаимодействий и взаимовлияний механизмов, методов, средств, способствующих реализации жизненных сил человека в трудной жизненной ситуации.

Основание для классификации и виды объектов теории социальной работы. Следует различать объект социальной работы как науки и социальной работы как практики. Во втором случае, объектом социальной работы, следует называть ту сторону исследования, на которую направлено познание или деятельность. В случае с социальной работой – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Говоря об объектах практики социальной работы можно выделить несколько критериев классификации:

− степень общности – индивиды, группы, общины, общество;

− признак объединения – организация, профессиональный коллектив, неформальное объединение, класс;

− уровень (характер) решаемых проблем – социально-психологические, организационно-управленческие, правовые и т.д.

Субъект в теории социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Классификация субъектов в теории социальной работы

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня.

во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации.

3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы.

4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области.

Дисциплина: Социология
Тип работы: Диплом
Тема: Социальные службы и виды социального обслуживания

«Социальные службы и виды социального обслуживания»

Введение.3

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение. 5

1.1. Социальная служба, её цель, значение, задачи. 5

1.2.Соотношение социальной службы и социального обслуживания. 10

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация. 13

2.1. Государственные органы социальной службы. 13

2.2. Муниципальные органы социальной службы. 18

2.3. Негосударственные органы социального обслуживания. 25

Глава 3. Виды социального обслуживания, их содержание. 35

3.1. Общее социальное обслуживание. 34

3.2. Специальное социальное обслуживание. 44

Заключение 64

Список литературы 66

Введение

Многие программы социальной защиты, реализуемые на местном уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными) затратами в расчете на одного участника, и при этом охватывают незначительную долю потенциальных получателей помощи из числа бедных. Различные программы социальной помощи и содействия занятости недостаточно взаимоувязаны, отсутствуют единые базы данных об оказании социальной помощи по различным каналам, учет бедных домохозяйств и получателей социальной помощи не отражает полной картины бедности в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг бедности и оценка эффективности социальных программ на региональном уровне.

Актуальность нашего исследования обусловлена острыми социальными проблемами современного российского общества, необходимостью повышения качества социального обслуживания, развития социальных служб.

Объектом исследования являются отношения социального обслуживания между гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации и органами социального обслуживания, порядок создания и функционирования государственных, муниципальных и частных учреждений социального обслуживания.

Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие порядок создания и деятельность органов социального обслуживания, права и обязанности лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, действующие центры социального обслуживания.

Целью работы является выявление недостатков эффективности работы органов социального обслуживания населения, пути совершенствования социальной работы.

Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:

Проанализировать действующие нормативные акты, регулирующие вопросы социального обслуживания;

Оценить уровень социального обслуживания в России;

Провести сравнение социального обслуживания в России и зарубежных странах;

Изучить работу действующих центров социального обслуживания;

Выявить направления дальнейшего совершенствования социального обслуживания в различных формах.

При написании работы использовано действующее российское законодательство, законодательство зарубежных стран, данные о работе социальных центров, учебная и периодическая литература.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие социальной службы и её значение


Социальная служба, её цель, значение, задачи

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.

За последнее десятилетие в стране сформирована инфраструктура учреждений нового типа - социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: одиноких пенсионеров, инвалидов, беспризорных и безнадзорных детей, жертв домашнего насилия, людей, испытывающих психологические проблемы, лиц без определенного места жительства и других категорий граждан, имеющих высокий риск попадания в число бедных. Услугами социальных служб ежегодно пользуются миллионы россиян.

Однако сфера социального обслуживания оказалась практически не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, не эффективному использованию ресурсов, игнорированию реальных потребностей отдельных групп населения. Устарела нормативная правовая база.

В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах будет осуществлена оптимизация системы оказания социальных услуг, направленная на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Повышение качества и доступности социальных услуг потребует развития страховых, рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения данной задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Особое внимание должно быть уделено использованию потенциала социальных служб для формирования у малоимущих групп населения умений и навыков самообеспечения, развития семейных форм малого предпринимательства, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства, общих семейных и профессиональных интересов.

Для приведения нормативной правовой базы в соответствие с поставленными задачами, предполагается:

Обеспечить единые требования к стандартизации предоставления социальных услуг населению, разработать в помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакет модельных стандартов качества социальных услуг;

Разработать нормативы предоставления социальных услуг различным группам населения в зависимости от реальной нуждаемости1.

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. Приняты основные законы, составившие правовую базу для его функционирования: Федеральный закон от 10.11.95 № 195-ФЗ \"Об основах социального обслуживания населения в РФ\"; Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ \"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов\"; Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ \"О социальной защите инвалидов\" и др.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации2.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации3.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах4.

Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба; о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается5.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.10.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

1.2. Соотношение социальной службы и социального обслуживания.

Социальное обслуживание входит, включается в более широкое определение – социальная работа. В июле 2001 г. было принято международное определение социальной работы как профессии, которое гласит: «профессия социальной работы способствует социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобождению людей для улучшения их общего благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается на тех этапах, когда люди взаимодействуют со своим окружением. Принципы прав и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы».

В соответствии со стандартом специальности 350500 - социальная работа, специалист социальной работы:

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т. п. группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

Предполагается, что местом осуществления профессиональной деятельности специалиста социальной работы могут быть государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В общем виде всю деятельность, подпадающую под международное определение социальной работы, можно распределить на следующие категории:

Социальное обслуживание - предоставление социальных услуг для обеспечения жизнедеятельности клиентов

Социальное консультирование - предоставление информации о состоянии социальных служб и условиях их функционирования, а также о возможных последствиях обращений в социальные службы, при этом ответственность за принятые решения несет только сам клиент

Социальное патронирование - осуществление оперативного сопровождения клиента в его жизнедеятельности, защита его интересов (правовая и социальная адвокатура)

Социальное обучение и просвещение - обучение навыкам самообслуживания и социального взаимодействия, передача клиенту информации о социальном пространстве в виде, доступном для него и пригодном к непосредственному или опосредованному применению

Социальное обеспечение - передача клиентам материальных средств и услуг на безвозмездной основе за счет государственных или иных источников

Социальное страхование - накопление материальных и иных средств для использования их в страховых случаях.

Несмотря на то, что социальная работа как профессиональная деятельность официально признана в России в 90-х годах 20 века, на практике она существовала давно как в государственных учреждениях, так и в виде общественных движений и занятий по социальному обеспечению граждан. Поэтому с полным правом можно утверждать, что структура и направления современной социальной работы в России «выросли» на базе социального обеспечения и несут многие его признаки. Не случайно, что в законодательных актах Российской Федерации понятие социальной работы часто замещено понятием социального обслуживания, которое представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг6.

Глава 2. Виды социальных служб, их классификация

2.1. Государственные органы социальной службы

Государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов...

Забрать файл