Убеждение от армии какие убеждения. Альтернативная гражданская служба в армии. Возможные причины отказа

На замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
  • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
  • дополнительные отпуска учащимся;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • время, проведенное на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Началом альтернативной гражданской службы считается день убытия к месту ее прохождения (указан в предписании военкомата), а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении с нее.
направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые:

  • не числятся в запасе;
  • имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  • лично подали заявление в военный комиссариат о таком желании;
  • получили решение об этом призывной комиссии военкомата.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, влечет

«Альтернативная гражданская служба, иногда ее называют альтернативная военная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3.

Альтернативная гражданская служба (в сокращении АГС) - это право гражданина Российской Федерации на замену военной службы, которое гарантировано 3 частью, 59 статьи конституции РФ. АГС - это мирная служба без оружия в руках на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

В соответствии с Конституцией РФ был разработан и введен в действие Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года. В законе приведен перчень лиц, имеющих право на замену срочной службы в армии альтернативной службой.

В Федеральном Законе об альтернативной службе разъясняется, кто может быть отправлен на альтернативную гражданскую службу:

  • Так как АГС является заменой военной службы, то и требования к призывнику одни и те же: призывник должен быть совершеннолетним и попадать в рамки призывного возраста от 18 до 27 лет.
  • Призывник должен быть годен к прохождению военной службы, т.е. иметь категорию годности «А» или «Б». С категорией годности «В» призывник освобождается от призыва и зачисляется в запас. К слову, наша компания «ПризываНет.ру» оказывает помощь в освобождении от армии по состоянию здоровья и добивается присвоения призывнику именно этой категории годности .
  • Если у призывника есть действующая отсрочка от армии , то призвать его как на военную службу, так и на альтернативную службу нельзя.
  • На АГС могут направить гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу в установленный законом срок.
  • На альтернативную службу направляются призывники, которым призывная комиссия вынесла решение о направлении на АГС.

Право на альтернативную гражданскую службу

Право на АГС имеют призывники:

  • для которых деятельность, связанная с прохождением военной службы, идет в разрез с моральными принципами и убеждениями гражданина или его религией/верой, например, призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям;
  • которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Стоит отметить, что ко второй категории призывников, имеющих право на замену военной службы альтернативной службой по призыву, можно отнести лишь небольшую часть людей, а к первой - практически всех лиц призывного возраста по тем или иным причинам не желающим жить в казарме и обучаться стрельбе из оружия. Правда, на сегодняшний день, порядка 3% призывников, проходящих АГС принадлежат к малочисленным коренным народам и порядка 80% призывников выбрали АГС по религиозным соображениям. Но только 17% оставшихся призывников добились замены военной службы на альтернативную, хотя заявлений на АГС было подано куда больше - военкомат не особо заинтересован в «альтернативщиках по убеждениям» и многим призывникам приходится через суд добиваться направления на АГС.

Замена военной службы на альтернативную


Если рассмотреть ситуацию детально, заменить военную службу на АГС можно по двум факторам, таким как религиозная вера и личные убеждения. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу по религиозным соображениям, желательно предоставить военкомату документ, подтверждающий вашу принадлежность к религиозной организаии, которая запрещает держать в руках оружие. Закон не обязывает вас предоставлять такого рода документы, но в таком случае военкомат практически без проблем одобрит замену военной службы на АГС и вам не придется тратить свое время на доказательство своего вероисповедания. Но куда сложнее доказать военкомату тот факт, что вы не желаете проходить военную службу по личным убеждениям и не приемлете даже потенциальные мысли об уничтожении противника или насилие и все что с ним связано. Очень сложно предоставить объективные доказательства наличия ваших убеждений, кроме заявления на АГС с формулировкой, почему вы хотите поступить именно на альтернативную службу в Российской Федерации.

Заявление на альтернативную службу

Для того, чтобы реализовать свое право на замену военной службы на АГС, необходимо подать заявление в военкомат. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за 6 месяцев до призыва в армию. Как правило, заявление на АГС подается за один призыв. К примеру, если вас призывают этой осенью, то вы были должны подать заявление в прошлый призыв весной.

По большей части, это норма, созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. По закону, право гражданина на АГС - является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм. Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование - у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу. Но лушче позаботиться о заявлении на АГС заблаговременно, убережете нервы и время на тяготы с военкоматом.

Если вы подали заявление на АГС, военкомат меняет порядок призывных мероприятий в соответствии ФЗ-№113, ст.10:

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение - годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС.

Если же вас вызывают в военкомат для проведения медицинского освидетельствования до вынесения решения по вашему заявлению о замене военной службы на альтернативную, это грубейшее нарушение закона об АГС .

Срок альтернативной службы

Срок альтернативной службы в Российской Федерации составляет 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ; 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Столь большие строки альтернативной службы обусловлены иными условиями прохождения службы, об этом мы расскажем ниже.

Условия альтернативной службы

Условия альтернативной службы намного мягче, чем военная служба по призыву.

  • Несмотря на то, что срок службы больше, чем военная служба, проходящему альтернативную службу полагается оплачиваемый отпуск и выходные.
  • Если гражданин проходит службу в родном городе, он и продолжает жить у себя дома. Никакой казармы! Если же гражданин был направлен на АГС в другой регион, ему предоставляется общежитие.
  • Денежное довольствие солдата-срочника порядка 2000 рублей в месяц, а доход гражданина на АГС составляет более 6000 рублей, а в некоторых случаях и на порядок выше.
  • У простого срочника такое понятие как отпуск отсутствует, но при АГС полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, на котором гражданин волен делать все, что захочет.
  • Из минусов АГС: нельзя уволиться до окончания срока гражданской службы, но у солдат-срочников строгий распорядок дня, запрет на покидание военной части и в некоторых случаях запрет на выезд из страны после окончания службы.
  • АГС можно совмещать с учебой!

Списки профессий альтернативной службы

Альтернативная служба в армии имеет ограниченный список профессий. Перечень профессий для призывников, избравших альтернативную гражданскую службу следующий:

  1. Водитель автомобиля
  2. Грузчик
  3. Дворник
  4. Дезинфектор
  5. Животновод
  6. Кладовщик
  7. Кухонный рабочий
  8. Лифтёр
  9. Маляр
  10. Машинист (кочегар) котельной
  11. Машинист автогрейдера
  12. Машинист бульдозера
  13. Машинист по стирке и ремонту спецодежды
  14. Машинист сцены
  15. Механик по техническим видам спорта
  16. Мойщик посуды
  17. Монтёр пути
  18. Монтировщик сцены
  19. Оленевод
  20. Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм
  21. Оператор связи
  22. Оператор стиральных машин
  23. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
  24. Осветитель
  25. Официант
  26. Парикмахер
  27. Пекарь
  28. Плотник
  29. Повар
  30. Подсобный рабочий
  31. Пожарный
  32. Помощник воспитателя
  33. Почтальон
  34. Рабочий зелёного хозяйства
  35. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
  36. Рабочий по уходу за животными
  37. Рыбак прибрежного лова
  38. Садовник
  39. Санитар
  40. Слесарь аварийно-восстановительных работ
  41. Слесарь по ремонту автомобилей
  42. Слесарь по ремонту подвижного состава
  43. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
  44. Слесарь-ремонтник
  45. Слесарь-сантехник
  46. Слесарь электрик по ремонту электрооборудования
  47. Сортировщик
  48. Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати
  49. Столяр
  50. Столяр строительный
  51. Сторож (вахтер)
  52. Токарь
  53. Тракторист
  54. Уборщик производственных и служебных помещений
  55. Уборщик территорий
  56. Установщик декораций
  57. Штукатур
  58. Электрогазосварщик
  59. Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
  60. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  61. Электросварщик ручной связи
  62. Электослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования

Наиболее часто призывники, проходящие альтернативную службу, работают санитарами в больницах или почтальонами. Правда, если у гражданина есть соответствующее образование и опыт, его могут направить на особую специальность. Нередки случаи, когда граждане проходили АГС работая хирургами, получавшими нормальную зарплату.

Уклонение прохождения альтернативной службы

Уклонение от альтернативной службы - ч. 2 ст. 328 УК РФ, бывают в России в единичных случаях. Не так давно, в 2009 году за это осудили всего 4-х человек (трое получили штрафы, а один был направлен на обязательные работы), в 2014 году - 7 лиц (троим назначены штрафы в т.ч. двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы).

Как правило, призывники, желающие попасть на АГС, не склонны к уклонению от прохождения альтернативной службы. Они потратили довольно много времени на получения направления на АГС от военкомата и скрываться от службы не намерены.

Мифы об альтернативной службе

К сожалению, военкомат не особо афиширует сведения о праве на АГС, а СМИ не распространяют эту информацию. Из-за этого возникает много додумок и мифов об альтернативной службе. Развеем некоторые из них.

МИФ: Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий.

На самом деле, заменить военную службу альтернативной может не только глубоко верующий, но и любой гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

МИФ: На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.

Никакой связи права на альтернативную службу с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

МИФ: Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.

К заявлению на альтернативную службу прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учёбы. Никаких других документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы только по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.

Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

МИФ: Заявление на прохождение альтернативной службы не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.

Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

В качестве заключения

Если вы по каким-то причинам не желаете проходить военную службу по призыву, вы вправе заменить ее альтернативной гражданской службой. Срок службы увеличится, но зато изменятся условия прохождения службы, вы сможете даже совмещать прохождение АГС с получением образования по заочной или вечерней форме обучения. Но стоит отметить, если вы не годны к службе по состоянию здоровья, то и на АГС вас не имеют права призвать. Если вы сомневаетесь, пройти АГС или попробовать найти у себя непризывное заболевание, прочитайте нижесказанное. Исходя из нашего опыта работы с 2009 года, большинство призывников может иметь заболевания, освобождающие от призыва, но не у всех парней есть достаточная история болезни, чтобы быть списанным в запас по состоянию здоровья, да и за медицинской помощью обращаются единицы, только в крайне тяжелых случаях. К примеру, история от одного из наших консультируемых. Парень в 17 лет катался на мотороллере, упал, повредил колено, но к врачам не обращался и думал, что ничего страшного не произошло. Документов о травме такой призывник не имел, следовательно, в военкомате посчитали его полностью здоровым и уже готовились отправить служить на Дальний Восток. Но стоило призывнику пройти несколько независимых обследований, сделать необходимые анализы и заручиться поддержкой юристов, как оказалось, что повреждение оказалось настолько серьезным, что призывника в армию не взяли и списали в запас.

Владимир Можайский

Владимир Можайский - Автор статей и, пожалуй, лучший онлайн-консультант компании «ПризываНет». Более 9 лет консультирует призывников и их родителей по вопросам освобождения от армии на законных основаниях в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

В российском законодательстве предусмотрено такое понятие, как альтернативная гражданская служба. Представляет она собой замену традиционной воинской службе по призыву. Однако это не означает, что все желающие могут получить такую замену.

Общая информация

Под альтернативной службой понимается трудовая деятельность граждан, которая приравнивается к воинской, включается в трудовой стаж, оплачивается в соответствии с установленными нормами. Регулируется вопрос замены армии на трудовую деятельность Федеральным законом от 25.07.2002 г. №113-ФЗ, Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Кто может рассчитывать на замену

Законодательство четко регулирует категории граждан, которые могут получить замену.

Так, рассчитывать на нее могут те, кто в силу своих убеждений или выбранной веры не могут служить в армии. Например, буддисты, которым противоречит обучение военному делу, оружие и прочие атрибуты, или пацифисты, которые отрицают насилие, как таковое.

Кроме того альтернативная служба может быть выбрана теми, кто относится к малочисленным коренным народам, ведущим определенную хозяйственную деятельность и промыслы.

В число рассчитывающих на замену не входят лица нетрадиционной сексуальной ориентации , однако ими может быть подано заявление на рассмотрение комиссии. Решение об удовлетворении такого заявления остается на усмотрение военного комиссариата и главы Администрации района.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Скачать и распечатать бесплатно

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

Работодатель в свою очередь тоже не имеет права уволить работника-призывника, однако вправе пожаловаться в военный комиссариат на нарушения со стороны сотрудника. Рабочий день и время труда определяется внутренним распорядком организации.

За военнообязанными, выбравшим гражданскую работу, сохраняются военные льготы, но не денежное довольствие.

Все заработанные по АГС средства считаются собственностью работника. Он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению.


Ст.20, Федеральный закон №113-ФЗ:

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Виды работ

По установленным правилам, работа обычно предлагается низкоквалифицированная. То есть та, которая не требует наличия специальных знаний или умений.

Чаще всего по гражданской работе мужчин направляют по следующим направлениям:

  • помощник повара;
  • подсобный рабочий;
  • сварщик;
  • столяр;
  • уборщик;
  • санитар.

Выбор осуществляется, исходя из данных, имеющихся в Центре занятости населения. Там, где не хватает рабочих специальностей, временно устраиваются для гражданской работы мужчины по призыву.

При наличии у мужчины среднего специального образования его могут временно направить на более узконаправленную работу — программистом, поваром, врачом, медбратом.

При наличии противопоказаний к определенной работе ее могут заменить на надлежащую при наличии на то оснований.

Где проходит АГС

Согласно Федеральному закону №113, АГС проходят в субъектах федерации, в которых мужчины постоянно не проживают.

Точно так же, как и в случае с обычным призывом в армию.

После подачи заявления комиссариат выдает уведомление о получении на руки заявителю. Рассмотрение заявления происходит исключительно в присутствии гражданина. Определение места работы происходит с участие главы Администрации на основании имеющихся вакансий в регионе проживания призывника или регионах, где мужчина не зарегистрирован.

Подать заявление можно позже в том случае, если действующая отсрочка закончилась позже установленного срока. Мужчине надлежит известить военкомат, к которому он присоединен, не позднее 10 рабочих дней с момента окончания отсрочки.

О коренных малочисленных народах

Если призывник относится к данной категории, то на него распространяются такие же правила, как и на других альтернативных призывников. При этом в качестве места работы обычно предлагаются те должности, на которых требуется выполнять ту же работу, что выполняют остальные коренные малочисленные народы.

Например, саамы обычно направляются на оленеводческие фермы или рыболовецкие производства.

Ответственность за уклонение

Гражданин, который выбрал замену армии, не имеет права уволиться с места работы по собственному желанию. Более того уклоняться от своих обязанностей он тоже не вправе.

В случае уклонения на него возлагаются меры наказания, которые могут включать в себя штраф, арест или обязательные работы на усмотрение суда . Работа взамен армии является таким же призывом, и такой же военной обязанностью, как и прохождение службы в армии.

Штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей или заменены обязательными работами, период и характер которых определяется судом.

Ст.328, Уголовный кодекс РФ:

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Пока не предвидится никаких изменений, которые могли бы коснуться альтернативной службы. Федеральный закон №113 остается в силе без каких-либо предварительных изменений.

По неофициальной статистике, гражданам может быть предложено около 60 гражданских профессий и примерно столько же должностей. При этом право выбора остается за местной администрацией и военным комиссариатом. Работа, в основном, предлагается низкоквалифицированная. Альтернативную службу в основном проходят по месту жительства мужчины.

Пацифизм и антимилитаризм являются наиболее явно выраженными убеждениями, которым противоречит несение военной службы. Признание де факто этих воззрений, как противоречащих несению военной службе уже почти состоялось в общественном сознании.

Но понятия «отказ по убеждениям совести», «Убеждения, которым противоречит несение военной службы» не являются чем-то раз и на всегда установленным. Каждая эпоха приносит свои обоснования отказа от военной службы. Меняется и само явление – военная служба, что тоже не может не влиять на характеристику убеждений, которым она противоречит.

Понятно, что несение военной службы в 19 веке сильно отличается от сегодняшнего дня. Не «скачивайте» из интернета готовые заявления. Это выглядит иногда смешно, когда люди используют при написании заявления стереотипы, сложившиеся в ином контексте. Например, известно, что когда человек по религиозным или иным убеждениям совести не может держать в руках оружие – это убеждения, противоречащие несению военной службы. И многие призывники начинают вставлять этот штамп в свои заявления. Мне всегда хочется возразить: «Не волнуйся, тебе оружие не дадут! Будешь держать лопату и метлу!»

То же в общем касается присяги: одно из распространенных обоснований – не могу давать клятву (а присяга – это клятва), т.к. в Библии сказано «Не клянись». Но ведь даже в советской армии были случаи отказа принимать присягу по религиозным убеждениям. Это было, конечно чрезвычайное событие, но такие случаи были. Принятие присяги не влияет на статус – человек все равно военнослужащий, но допуска к оружию у него нет. Вот и все.

Теперь, когда Вы поставили барьер скачиванию штампов, начинайте работать над заявлением по существу.

Попытайтесь для начала честно ответить себе самому на вопрос, что отталкивает Вас от несения военной службы, что в Вашей душе противится походу в армию? Попытайтесь описать это словами.

Второе направление Вашей работы - начинайте читать статьи, литературу, общаться, попытайтесь увидеть, как близкие Вам мысли и чувства выражали другие люди в текстах, статьях иных произведениях.

Это позволит Вам, во-первых, четче сформулировать Ваши убеждения, которым противоречит несение военной службы. Убеждения – это твердое, последовательное мнение о чем-либо. Во-вторых, знакомство с существующими мнениями по этому поводу позволит усилить культурный бэкграунд Вашего отказа от военной службы.

Как правило, убеждения против военной службы носят комплексный характер: не что-то одно, а целый комплекс воззрений вступает в противоречие с военной службой.

Приведу несколько, показавшихся мне интересных обоснований отказа от военной службы, с которыми автор встречался в процессе работы. Не для того, чтобы читатель перенес их в свое заявление, но для того, чтобы расширить представления и сломать стереотипы.


Александр Горбановский писал о том, что считает институт призывной армии изжившим себя и вредным для страны, а он не может соучаствовать в том, что считает вредным для своей страны. Он же писал о том, что в российской армиии распространено нарушение базовых прав человека, а это противоречит его убеждениям.

Похожие убеждения высказал призывник Сергей. Он заявил, что исповедует принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г, провозгласившей Достоинство человека, запрет пыток и унижающее человеческое достоинство обращение. У него сформировалось твердое представление, что сегодня унижение человеческого достоинства стало повседневностью в армейской среде, и он не может согласиться поддерживать проникнутый духом насилия институт армии своим участием в нем.

Последнее время все больше молодых людей в своих заявлениях стали писать о том, что доверяют мнению ряда экспертов о том, что призывная система в России и связанная с ней массовая мобилизационная армия неэффективна, экономически нецелесообразна и вредна для страны. Пришло время отказаться от такой модели армии. Гражданин не может соучаствовать в том, что считает вредным для страны. При этом они ссылаются на статьи Александра Гольца, Виталия Цымбала и Виталия Шлыкова, опубликованные в инетрнет-изданиях «Военно-промышленный курьер», «Ежедневный журнал» и др.

Виктор Андреев заявлял, что у него есть убеждение, что в случае нарушения его права в армии, государство не гарантирует эффективных механизмов защиты и восстановления этих прав, что противоречит его правовым убеждениям. В своем заявлении на альтернативную службу он указывал, что считает право на индивидуальность важным, а служба в армии лишает человека этого права через ношение формы, требование подчиняться уставам.

Он также указал, что он для себя воспринимает как моральное унижение ходить строем, по приказу отжиматься, ползать, по команде принимать пищу и т.д. Это обстоятельство можно характеризовать как убеждения о себе как личности.

Убеждения о себе как личности так же могут входить в противоречие с несением военной службы. Так, Федор написал, в заявлении о том, что он обладает определенными качествами, которые не позволяют ему принять иерархические отношения в армии. Он так же убежден, что его психологические особенности не позволят ему ужиться в замкнутом мужском коллективе, что он, обладая определенными качествами (медлительность, замкнутость, необщительность) будет провоцировать сослуживцев на неуставные отношения.

Не важно, из чего проистекают убеждения – из личного опыта, чувств, полученной информации или чего-то другого. Важно, что эти убеждения входят в противоречие с военной службой как с явлением.

Встречались обоснования, которые проистекают из противоречия определенных нравственных ценностей человека и военной службы.

Так, Борис написал в своем заявлении, что считает Свободу важнейшей ценностью, которая дается человеку от рождения, и именно Свобода составляет важнейшую сущность человека. Армия, наряду с тюрьмой является местом, где максимально ограничена свобода человека. Он даже не может выйти за пределы части без специального разрешения, а нарушение этого запрета расценивается как уголовное преступление. И хотя международное законодательство исключает обязательную военную службу из категории принудительного труда, он, воспринимает обязательную военную службу как лишение свободы, подобное тюремному заключению или рабству.

Всеволод написал в своем заявлении, что считает право на частную жизнь ценностью. Но это право нарушается жизнью в казарме. Вся повседневная жизнь происходит там прилюдно. Нет никакой возможности оставаться наедине со своим миром, своими мыслями, любимыми занятиями, друзьями, семьей. Военная служба противоречит его убеждениям о ценности частной жизни.

Максим написал в своем заявлении на АГС, что на формирование его убеждений против военной службы огромное влияние оказали записи в твиттере блогера Василия из ВДВ (Тула), а также история самого блогера, опубликованная на сайте «Real Army». Максим указал, что считает право на свободу слова важнейшим и неотъемлемым правом, а армия грубейшим образом его нарушает. Человек в армии не только лишен права свободно высказывать суждения- это регламентирует устав и жизнь в армии. Он, как показала история блоггера, лишен даже возможности свободно излагать свои мысли даже в такой интимной форме, как инетрнет-дневник, твиттер. Блогер Василий писал об армейской повседневности: о пьянстве и грубости офицеров, о бессмысленности пребывания в армии, о казарменном свинстве. Он не указывал номер части, указав лишь, что он в ВДВ и в Туле. Когда количество читателей его странички в твиттере перевалило за полторы тысячи, им заинтересовалась прокуратура. Его «вычислили». Как не трудно догадаться, для того, чтобы вычислить, кто вел блог с телефона, нужно было как минимум забрать телефоны у солдат и проверить их содержимое, что уже унижает достоинство человека. Вместо того, чтобы искать тех, чьи преступления в блоге описаны, искать стали того, кто описал это в своем дневнике. Унизительно. И хотя командование публично заявляло, что блогер никак не наказан, а лишь переведен в другую часть для его же пользы, никаких сомнений не вызывает у Максима то обстоятельство, что человек практически лишен права на свободу высказывания в армии не только в казарме, но и в интернете. Кроме того, из устного общения с ребятами, служившими вместе с блогером, Максим узнал, что самого парня демонстративно и жестоко унизили перед строем. Причем, по рассказам ребят, в часть приезжали ФСБ-шники и всех сильно запугали, чтобы никому ничего не рассказывали об этой истории.

Дмитрий написал, что помимо моральных убеждений, у него имеются прагматические убеждения против военной службы, т.к. полагает бессмысленным тратить год в армии, не приобретая там никаких знаний или умений, которые могли бы использовать в дальнейшем и которые он не сможет приобрести вне армии. Более того, они может утратить ряд профессиональных или иных навыков, поскольку не сможет их поддерживать, находясь в армии. Можно дискутировать, насколько такое убеждение является убеждением совести, но оно вполне, на наш взгляд, соответствует формулировке российского законодательства, как «убеждение, которому противоречит несение военной службы». Таким образом, призывник даже ввел в обиход понятие «прагматические убеждения», хотя сам по себе открытый отказ от военной службы по прагматическим соображениям уже безусловно, имел место в истории молодежного движения, так в 1960 – ых именно этот довод выдвигали «яппи», американская молодежь, преимущественно из среды клерков.

Арсений написал в своем заявлении, что является убежденным противником военно-патриотического воспитания молодежи, в котором служба в армии, образ армии играет важную роль. Арсений указал, что является сторонником космополитического и пацифистского воспитания. Он разделяет представления Л.Н.Толстого о том, что патриотизм был чувством, которое объединяло народы на стадии формирования национальных государств, но по мере развития общества патриотизм стал разъединять народы. Тем более в 21 веке патриотизм представляется как архаическое чувство. Арсений ощущает себя космополитом и стоит на позициях «Наше отечество все человечество». Тем более чуждо ему по духу культивирование милитаризма. Военно-патриотическое воспитание Арсений считает атавизмом, доставшимся нам из прошлого.

Встречались и самые неожиданные обоснования отказа. Например, Михаил написал, что служба в армии противоречит его эстетическим убеждениям, т.е. его представлениям о прекрасном. В военных частях существует своя эстетика: например, ходьба строем и с песней. Но песня по приказу представляется ему уродливым явлением. Песня – символ свободы души исполняется людьми, которых обязали служить в армии, маршировать и петь. Кроме этого, его эстетическим взглядам противоречит репертуар, который исполняется в воинских частях. Он неоднократно навещал своих друзей и знает эту сторону армейской жизни. Вид казармы, столовой и войсковой части в целом также противоречит его эстетическим убеждениям: одинаковые, выстроенные в ряд койки, плац – все эти черты интерьера и ландшафта словно предназначены, чтобы уничтожить всякую мысль об индивидуальности, уединенном размышлении наедине с природой. Вся эстетика войсковой части нацелена на подчинение индивиуального общему. Михаилу претит эстетика строя и «марсовых полей однообразаная красивость». Форма и прическа военнослужащих так же вызывает возмущение эстетических чувств Михаила, поскольку абсолютно лишает человека возможности отражать свою индивидуальность во внешнем облике. Кроме этого форма военнослужащих по силуэту напоминает ему образ заключенного, что вызывает в нем негативные переживания.

Георгий написал в своем заявлении на АГС, что он никак не связывает службу в армии с патриотизмом. Патриотизм – это любовь к стране, где ты живешь, к людям, к родному языку или языкам, если ты вырос в двуязычье, желание видеть свою страну цивилизованной, развитой, культурной, страной, где человек живет в безопасности и ощущает свое достоинство и свободу, где люди выстраивают отношения с другими членами общества на основах уважения и ненасилия. Служба в армии, по убеждению Георгия, входит в противоречие с его представлениями о патриотизме.

В некоторых заявлениях убеждения изложены не как отрицание военной службы, а как тезис в том, что альтернативная гражданская служба по сути больше соответствует качествам конкретного человека. Нередко ребята ссылались на то, что убеждены, что они гораздо больше пользы принесут обществу, проходя альтернативную гражданскую, а не военную службу. Эта позиция связана с восприятием альтернативной гражданской службы как социального служения. Такие ребята писали, что хотят своим трудом помогать людям и считают, что их труд является защитой отечества в не меньшей степени, чем военная служба.

Петр написал, что его представления о справедливости правовые убеждения расходятся с существующей системой военного следствия и военных судов, которые, на его взгляд носят обвинительный характер и часто выносят несправедливые решения в отношении военнослужащих. Он так же заявил, что считает, что военнослужащий по призыву и офицеры не равны перед правосудием.

В случае конфликта между офицером и рядовым, следствие и суд действуют против военнослужащего по призыву. Так известен случай, когда рядовой Александр Скворцов, вступился за своего друга, которого молодой лейтенант бил по голове за то, что тот уходил за территорию части. Александр вбежал в комнату, где это происходило, и стал оттаскивать молодого офицера от своего друга, а тот в ответ ударил и Александра. Офицер написал заявление в прокуратуру на Александра, которому оставалось служить несколько месяцев. В результате суд приговорил к двум годам дисциплинарного батальона.

Этот случай показал, что никто не защищен от произвола, а военная юстиция настроена защищать «честь мундира», а не человека и, как правило, действует против солдата. Знакомые и друзья, вернувшиеся из армии рассказывали Петру, что молодые офицеры (а офицеры бывают почти одного возраста с военнослужащими по призыву, а иногда и младше) демонстрируют свою власть, говорят, что если они ударят солдата, им ничего не будет, а если рядовой их ударит, то его «посадят». Петр написал, что у него сложилось твердое убеждение, что в существующая армейская система де факто включает в себя неравенство перед судом, препятствует доступу военнослужащих по призыву к справедливому суду. Это противоречит нравственным ценностям и представлениям о справедливости, которые Петр разделяет.

Члены призывной комиссии в весьма агрессивной форме попытались уверить Петра, что это лишь частные случаи. Петр же был убежден, что эти случаи, хоть и не повсеместны, но отражают системные язвы армии как закрытого, изолированного от общества института. Петр выразил нежелание спорить с членами призывной комиссии о том, кто прав, но заявил, что придерживается своей точки зрения и своих убеждений и прекращает дискуссию на эту тему.

Артур написал в заявлении, что у него есть филологические, психологические биоэнергетические убеждения, которым противоречит несение военной службы. Артур считает допустимым употребление ненормативной лексики в особых ситуациях, когда эта лексика позволяет быстро выразить очень сильные, как правило, отрицательные эмоции. Такой выплеск эмоций позволяет человеку справиться с какой-то экстренной ситуацией, служит психологической разрядкой. Однако, постоянное употребление в речи ненормативной лексики, грубых выражений, матерщины, во-первых, носит оскорбительный характер для окружающих и для самого сквернослова, во-вторых, приводит к созданию тяжелой психологической обстановки, способствующей развитию депрессивного состояния. В-третьих, обилие бранных слов создает негативную ауру. В-четвертых, постоянное употребление «крепких» выражений обесценивает их изначальный смысл и назначение. Они перестают быть своеобразным способом «выпуска пара», а становятся просто мусором в языковой среде. Все это противоречит его убеждениям о ценности живого языка.

Илья написал в своем заявлении, что еще в школе и училище ощутил несправедливость и неправильность принципа «все за одного», который часто применяется как инструмент управления группой людей, а в армейской практике стал повсеместным. Так, например, кто-то один или несколько человек сделали что-то, что вызывает порицание у учителя или мастера или старшины. (Вполне возможно, что этот поступок действительно, заслуживает порицания). Но наказывают всю группу людей (класс, группу, роту). И не важно при этом, какую форму имеет наказание: отменили поездку или вечеринку, устроили дополнительную проверочную работу или заставили всех бежать кросс в противогазах или отжиматься. Сам факт того, что всех демонстративно наказали из-за одного или нескольких – это во-первых, несправедливость и проявление тиранических качеств того, кто это наказание установил. Во-вторых, это по сути подлость, т.к. провоцирует агрессию в адрес того, из-за кого люди были подвергнуты наказанию.

Кроме того, по мнению Ильи, один человек вообще не имеет права наказывать другого.

Редко, когда у молодого человека имеется какое-то одно убеждение, которому противоречит несение военной службы. Как правило, это комплекс убеждений.

У МЕНЯ ИМЕЮТСЯ УБЕЖДЕНИЯ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ НЕСЕНИЮ ВОЕННОЙСЛУЖБЫ…

Обычно именно такую фразу пишут молодые люди в заявлении на альтернативную гражданскую службу (АГС) . И это правильно, потому что именно это гарантирует в Конституции право на АГС.
А вот дальше, пытаясь раскрыть эти убеждения, многие, несколько теряются. Что писать в заявлении и что говорить на призывной комиссии – решайте сами, а я в очередной раз попытаюсь описать свои убеждения и сразу же отвечу на возражения апологетов военной службы от военкомата и призывной комиссии, которые я предвижу. Может кому-то из отказчиков от военной службы это поможет.
Я не люблю армию.
Недавно читала забавное решение суда, отказавшего удовлетворить требования молодого человека отменить решение призывной комиссии об отказе в замене ему военной службы альтернативной гражданской. Так вот судья, аргументируя свое решение в пользу призывной комиссии, написал в судебном решении, что заявитель не привел никаких доводов о том, что у него имеются убеждения, которым противоречит несение военной службы, а что у него есть только отрицательное отношение к армии, а это не убеждения.
А если я действительно считаю, что армия – г – вно. Вот такое у меня убеждение, что армия – это очень плохо. Бессмысленно и плохо. Не потому, что там плохие условия. Да будь там хоть условия пятизвездочного отеля, от этого армия не перестает для меня быть мерзостью.
Недавно наткнулась на реплику Бориса Гребенщикова, которая очень точно, - несмотря на то, что это сказано было в 1994 г, - отражает мое представление об армии:
«- Почему вы не служили в армии, ведь это тоже хорошая школа жизни?
- Я понимал, что это будут два года промывания мозгов и жизни среди людей, которые мне совершенно не интересны, которые к тому же, может быть, еще и искалечат меня. К тому же армия учит мужчин сбиваться в стаи и оборонять свою мужскую честь, относясь к женщинам свысока. Если у кого-то возникает желание пройти суровую школу¦ жизни, пусть он пойдет санитаром в больницу, что гораздо важнее, чем воевать с кем-то. Помимо всего, он научится там еще и милосердию, чему армия не учит».
https://www.facebook.com/grebenshikov/photos/a.182169779199.126789.37256369199/10153015901044200/?type=1
И если исходить из определения понятия «убеждения» как «стойкое последовательное мнение о чем-либо», и выстроить синонимический ряд: «убеждения – мнение – точка зрения – взгляд на что-либо – отношение», то очевидно, что то, что человек плохо относится к армии не противоречит, а лишь свидетельствует, что у него есть внутренние убеждения против армии.
Фарисеи от военкомата и призывной комиссии.
Нынешние защитники призыва и военной службы от военкомата фарисействуют и лицемерят, когда говорят, что вот мол, «если бы Вы были последователем учения Льва Толстого, то мы бы могли сказать, что у Вас есть убеждения, которым противоречит несение военной службы».
На самом деле они вздрогнут, если Вы без кавычек и ссылок на автора произнесете фразы, которыми Толстой характеризовал армию в своих поздних работах. (Что армия – дисциплинированных убийц, что солдатство есть крайняя степень покорности). А многие тексты Льва Николаевича вообще бы оценили как экстремистские в силу их антигосударственной направленности. Ежели бы Вы сказали, что цитируете графа Толстого, то тут же вспомнили бы про его боевой опыт, как будто это что-то меняет: опыт то и был до создания этих текстов. Да и большинство самых сильных антимилитаристских книг написано теми, кто прошел войну.

Вопрос не в этом. Просто люди, которые сидят в призывной комиссии легко готовы признать право на такие убеждения за теми, кто уже мертв. А вот за теми, кто не в бронзе, а жив и молод, они этого права на отказ от военной службы признавать не хотят, ибо этот разговор уже касается их напрямую. И так было всегда, в том числе во времена Толстого, когда люди с таким же «военкоматовским» мышлением, довели до смерти современника Толстого, отказчика от военной службы учителя Дрожжина. Нам не надо их признание наших взглядов, нам не надо их убеждать. Нам надо заявить открыто о своих убеждениях и следовать им.
Мои убеждения.
Военная служба – это унизительная бессмысленность.
Многие думают, что убеждения против военной службы – это отказ от оправдания войны и насилия. Да, это так.
Но в современных реалиях, когда призывники последние годы в военных операциях не принимают участия, хотя гипотетически такая возможность не исключается с юридической точки зрения, но все таки последний раз военнослужащие по призыву участвовали в военных действиях на территории Грузии в 2008 г.,- так вот, сегодня, не эта сторона становится самой главной в аргументах против военной службы.
Наиболее актуальным сегодня является убеждение в бессмысленности военной службы, бессмысленности похода в армию. Унизительно, когда тебя заставляют делать вещи, смысла которых ты не понимаешь. Я не понимаю смысла военной службы. Никакое прочтение уставов и законов не делает мне понятным, в чем заключается смысл военной службы. Абстрактные фразы про защиту отечества, несмотря на то, что должны по замыслу их сочинителя внушать священный трепет, ничего кроме непонимания и встречных вопросов не вызывают.
Вопросы «от кого защита? Кто нападает? Откуда Вы решили, что нападают? Защита происходит в тот момент, когда человек проходит военную службу по призыву? Каким образом и от кого? А если не в этот момент, то в какой? В будущем? Почему надо учиться держать автомат в руках? Мне отвечают: «на всякий случай, если что». Ответ, который не проясняет, а делает еще более таинственным, почему нужно служить в армии. Ответ «так написано в законе» не удовлетворяет мое любопытство, потому что в законах можно написать, что делая три раза «ку» человек отдает сявщенный долг, но от этого смысла не прибавляется.
Тут наступает время для сакраментального вопроса апологетов военной службы.
«Что ж, по-твоему, армия совсем не нужна?»
Им кажется, что они знают ответ на этот вопрос. Они то считают, что армия нужна, иначе нас все завоюют, потому что если у всех есть армия, а у нас не будет, то ужас -ужас -ужас. На вопрос, почему не будет только у нас, почему Вы считаете другие страны хуже нас, они обычно отвечают, что, конечно, если все откажутся от армий, то да, но ведь так не будет, значит, армия нужна.
Вот такие примерно рассуждения у сторонников военной службы.
А я вот не знаю, нужна или нет. Ну нет у меня твердого мнения.
Т.е конечно, с глобальной точки зрения, армии не нужны. Вот строители, геологи, учителя, врачи, спасатели, пожарные, водители, пилоты, пекари – нужны. А армии не нужны. В глобальном смысле.
Потребность в армии – это мнение большинства людей на данный момент. Это точно. Есть ли такая необходимость объективно – сказать трудно. Ведь не проверить экспериментально. Я полагаю, что нет такой потребности. Однако, наверняка есть люди, которые не только считают, что такая потребность есть, но и понимают, в чем смысл военной службы. Переубеждать и отговаривать их от службы в армии занятие неблагодарное и сомнительное. Хотя это их решение вызывает сожаление, особенно, если это нечужие вам люди.
Армия – это как абортарий.
Я абсолютно уверена, что и война, и армия, которая является ее главным инструментом, – это не жизнь, это антижизнь.
Я не могу ответить на вопрос, нужна ли армия сегодня, но я могу задать встречный вопрос: «А почему именно военную службу называют мифическим «долгом родине»?» Я уж не говорю о том, что у детей не может быть долга перед родителями. Все, что родители дали ребенку, они дали не в долг, а просто так, от любви. И человек может это отдать, по большому счету, только своим детям. Мне, честно говоря, кажется, что мифы про долг перед родиной придумали люди, которым не дано было любить своих детей. Уж не знаю, почему: или детей не было, или любить не умели.
Мне не дает покоя вопрос, почему именно обязательная военная служба в обществе воспринимается как некий обряд инициации? Думаю, что одна из причин – что общество еще примитивно, потому что именно для примитивных обществ характерны обряды инициации.
Представьте себе, что в обществе был бы закон, который предписывал бы обязательную работу в абортарии в течении какого-то времени. У Вас вызывает это отвращение? Шок? А Вам тетеньки из комиссии говорят: «А ну-ка докажите, что Вашим убеждениям противоречит работа в абортарии. Вы считаете аборт злом? Ну все считают. А представьте, что будет, если мы закроем абортарии. Ведь будут подпольные аборты, будут случаи детоубийства. Да и ведь всякие обстоятельства бывают». И далее с предыханием: «Вы что, вообще отрицаете необходимость существования абортариев?»
Я, правда, не понимаю, чем военная служба лучше абортариев? И там и там допускается убийство. И там и там, его оправдывают обстоятельствами. Только по-моему, военная служба еще гнуснее, потому что ей еще придумали гордиться. (Теперь, вроде, додумались исключить из медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования именно производство абортов, а военные расходы увеличивают).

Я ненавижу рабство и власть человека над человеком всеми фибрами своей души.
Мое главное убеждение – мне отвратительно рабство, те власть человека над другим человеком. Армия же строится на беспрекословном подчинении командирам. Возможно, для того, кто понимает смысл военной службы, это понятно и он согласен пожертвовать частью своей личной свободы ради дела, которым он занимается. Но мне-то не ясен этот «высокий» смысл.
Многие апологеты военной службы даже аргументируют необходимость военной службы тем, что армия защищает свободу отечества, а дисциплина нужна для того, чтобы армия была эффективной. Возможно. Особенно, если Вы понимаете это. По мне, так это просто казуистика. И дисциплина в армии превратилась в самоцель. Зомбирование. Человек находится в полной власти другого человека. Это отвратительно. Власть человека над человеком - это отвратительно. Это одно из центральных моих убеждений, которые вызывают у меня отвращение от армии.
Наивные идеалисты.
Есть люди, которые искренне полагают, что все это не суть армейской службы, а лишь отдельные ее недостатки. Что вот надо прописать все в уставах, исполнять уставы и тогда все будет здорово в армии.
Ничего более трогательного и беспомощного, чем текст общевойскового Устава я не читала. Это очень инфантильный образ мысли, что надо просто все регламентировать до последней мелочи и тогда, наступит порядок и все будет хорошо.
Подробней об этом читайте: « Всю эту армейскую службу я для себя выключаю наружным рубильником» или комменты к Уставу

На самом деле, это такая попытка бегства от жизни и Свободы – все регламентировать, попытаться исключить любую спонтанность, любое проявление живого. От того, что регламентировать максимально возможное и пояти невозможное, смысла то не прибавляется. Устав – лишь вынужденная попытка минимизировать произвол и насилие в структуре, которая создана именно для применения или демонстрации силы. Поэтому, стремиться к соблюдению порядка, конечно, надо, но следует понимать всю ограниченность. Стремиться, на мой взгляд, надо не соучаствовать в этом институте.
У меня есть убеждение, что недопущение свободы становится центральным моментов в армии, на котором строятся все отношения там. И нечего ответить на недоуменный вопрос защитников военной службы «А как по-другому, это же армия?».
Обиженные военные.
Очень часто, когда сторонники военной службы доходят до признания, что личность в армии подавляется, что нет и тени Свободы, им становится обидно – за себя, за товарищей, с которыми отслужили. И в качестве такой моральной компенсации, они любят выставить тезис: « вот, Вы говорите, что в армии нет Свободы, что человек находится в подчинении другого А разве в гражданской жизни не также?» И я чувствую, как они прямо с облегчением вздыхают. В том то и дело, что в гражданской жизни по-разному. Но они и в гражданской жизни ищут то, что похоже на военную антижизнь. Они оправдывают рабство и им от этого легче. Потому что есть привычка к рабству и очень тяжело от нее избавиться.
Думаю, ответом будет цитата из переведенного Л.Н. Толстым для его «Круга чтения» произведения Ла Боэти «Добровольного рабства»:
«Во всех странах и во всяком воздухе противно рабство и приятна свобода, и потому надо жалеть тех, которые родились с игом на шее. Но надо и извинять таких людей, так как они никогда не видали даже тени свободы и потому не замечают всего зла рабства. Ведь никто не сожалеет о том, чего никогда не имел, и приходит сожаление только после потерянного удовольствия.
Для человека естественно быть свободным и желать быть им, но вместе с тем его природа такова, что он привыкает ко всему.
Итак, мы скажем, что человеку естественны все вещи, к которым он привыкает. Так что первая причина добровольного рабства есть привычка - та привычка, по которой самые лучшие кони сначала грызут свои удила, а потом играют ими, сначала рвутся из-под седла, а под конец как бы с гордостью гарцуют в своей сбруе. Люди говорят, что они всегда были подданными, что их отцы жили таковыми, - думают, что должны переносить неволю, заставляют себя верить в это и на основании давности оправдывают власть тех, которые их тиранят. Но среди таких покорных встречаются и благородные люди, которые, чувствуя тяжесть ига, желают свергнуть его и никогда не привыкают к подчинению. Эти люди, как Улисс, который на море и на земле желал видеть дым своего родного очага, помнят о своих естественных правах и о свободных своих предках; обладая ясным пониманием и проницательным умом, они не довольствуются, подобно грубой толпе, только тем, что у них под ногами, но имеют головы на плечах, - головы, воспитанные образованием и наукой. И эти люди, если бы свобода совсем покинула мир, если бы навсегда была потеряна для людей, все-таки чувствовали бы ее в своем духе и любили бы ее, так как рабство им всегда противно, как бы его ни наряжали».
Все-таки армия – это и есть рабство, как бы ни рядили его в костюмы защиты отечества.
Кстати, об Улиссе (в греческом варианте – Одиссее) ! Вспомнился эпизод из самого знаменитого романа о дезертире – «Прощай, оружие!» Хемингуэя, когда герой Фредерик Генри решается дезертировать: он бросается в реку, и, подобно Одиссею – Улиссу, спасается, уцепившись за бревно. Но о книгах поговорим в другом очерке